Вы используете устаревший браузер — установите современный.
 /  Какие изменения прошли в регионе с введением Закона О ГОУ в сфере общего образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Какие изменения прошли в регионе с введением Закона О ГОУ в сфере общего образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Среди важных полномочий государственно-общественного совета по общему образованию Ханты-мансийского автономного округа–Югры следует отметить полномочия по согласованию программы развития системы общего образования автономного округа, «заслушивание, согласование и представление общественности ежегодного публичного отчета системы общего образования автономного округа по итогам учебного и финансового года».


Следует позитивно отметить  факт вхождения  учащихся в состав окружного и муниципальных  Советов. Данный подход – редкий пример в практике создания  органов государственно-общественного управления регионального и муниципального уровней в РФ.


Полномочия управляющих советов школ включают такие существенные функции как «утверждение программы развития», «утверждение по представлению директора школы бюджетной заявки, сметы бюджетного финансирования и сметы расходования средств, полученных школой от уставной приносящей доход деятельности и из иных внебюджетных источников», «утверждение отчета директора школы по итогам финансового и учебного года», «представление учредителю и общественности ежегодного отчета школы по итогам финансового и учебного года», «выделение представителей из числа членов управляющего совета в состав экспертных комиссий по лицензированию и аттестации школы».


По имеющимся данным на территории Ханты-Мансийского округа создано 241 управляющий совет (что составляет почти 50 % от общего кол-ва общеобразовательных учреждений автономного округа). Это достаточно высокий показатель для Российской Федерации в целом, но на сегодняшний день уступает  показателям регионов, реализующих  комплексные проекты модернизации образования. При этом по показателю «доля школ с действующими управляющими советами» заметны межмуниципальные различия (от 25 до 85%).


В большинстве школ округа созданы условия для участия общественности в управлении образованием, однако масштаб и характер участия имеет заметные отличия как между муниципальными системами, так и между школами в одной муниципальной системе.


Если говорить об эффективности внедрения ГОУ в школах, то пока мы можем ориентироваться лишь на субъективные мнения  участников. На семинарах и тренингах по ГОУ мы всегда просим директоров рассказать нам, в чем, на их взгляд, они видят «полезность» школьных управляющих, т.к. в большинстве своем именно эта категория наиболее опасливо относится к идее создания УС (с самого начала проекта). В ответ мы слышим множество историй и примеров о поддержке, помощи и, что было отмечено всеми директорами, очень важной способности управляющих работать слаженно и эффективно как одна команда, а не как сборище эгоистичных и упрямых людей.


Директора рассказали нам о родителях-управляющих, которые организовывали очень полезные встречи с родителями будущих первоклашек; об управляющих, которые находили деньги на финансирование различных учебных проектов и помогали выпускникам устроиться на работу; о многих других, обеспечивавших благополучие и процветание школы.


В свою очередь управляющие лестно отзывались о директорах, относящихся к ним с вниманием и уважением, о местных образовательных властях, предлагающих интересные тренинги и курсы, об учителях, которые всегда честно рассказывали о проблемах или достижениях своих учеников.


К сожалению, не обходится и без грустных историй. Директор одной из школ столкнулся с ситуацией, когда большинство управляющих практически никогда не являлось на заседания УС. А другой директор все время пытался унизить управляющих, доказывая им, что они вообще не имеют никакого представления об образовании. Еще в одной школе председатель УС и его заместитель практиковали автократический стиль проведения заседаний и игнорировали абсолютно все мнения, расходившиеся с их собственным. Однако таких историй в нашей практике намного меньше, чем позитивных.
На наш взгляд, важнейшая и наиболее ценная функция школьных управляющих – эффективная, слаженная и разумная работа. Здравый смысл членов УС и взаимная доброжелательность хотя и не являются единственными условиями такой работы, но, во всяком случае, служат для неё хорошим началом и основой.