Вы используете устаревший браузер — установите современный.
 /  Кому, прежде всего, необходимо создание новых органов школьной власти: родителям, детям, администрации школы

Кому, прежде всего, необходимо создание новых органов школьной власти: родителям, детям, администрации школы

Школьные советы (управляющие, попечительские, советы ОУ), общественные родительские объединения, общественные фонды, общественная экспертиза и др. При всем многообразии существующих форм и моделей, чтобы отражать именно гос.-общест.характер управления, они должны обладать двумя отличительными признаками:

 

Во-первых, в них входят представители как государства (представители учредителя, директор школы, работники школы), так и от общественности (кооптированные члены, родители, учащиеся); во-вторых, они полномочны принимать решения, касающиеся деятельности школы, то есть имеют управленческие полномочия, хотя и в разной степени. Данные полномочия должны быть закреплены в Уставе организации. Именно эти две ключевые особенности позволяют утверждать, что школьные советы (как бы они не назывались) являются институтом общественного участия в управлении образованием.


Зачем они нужны?

Создание таких советов, управляющих по своим функциям, позволяет решить две основные проблемы:
- формирование гражданского заказа к образованию;
- отработку общественного участия в управлении ОУ(к примеру, регламента распределения стимулирующей части ФОТ).

К понятию «общественный заказ» относятся потребности, интересы, запросы, имеющие отношение к школе и образованию, которые могут быть предъявлены в любой форме. При этом ключевыми вопросами заказа на образования являются следующие:

1) кто является заказчиком? – предполагается, что в формировании заказа могут принимать участие все заинтересованные стороны, т.е. представители государства и гражданского общества. Здесь важна выработка единой позиции по отношению к основной проблематике образовательной политики (например, введению НСОТ или критериев качества образования).

2) Кем и как общественный заказ предъявляется? – в настоящее время, наибольшую активность проявляет государство, однако существуют и другие участники, которые все более активно включаются в данный процесс: определенные социальные группы (озвучивающие свою позицию через СМИ, политику); представители экономики, культуры (заявляющие свои позиции через экспертов); отдельные граждане, в том числе, негативно настроенные по отношению к сложившейся на сегодняшний день образовательной системе. Здесь важно не столько перечисление заинтересованных в образовательной политике лиц, сколько решение о формировании такого пространства, в котором они могли бы соотносить свои позиции и вырабатывать единую позицию. Таким институализированным пространством, переговорной площадкой, может стать УС.

 

В этом случае становится понятна логика общественного участия в управлении ОУ:

  • формирование и предъявление гражданского заказа;
  • согласование стратегии его реализации;
  • организация всесторонней поддержки;
  • анализ и оценка реализации заказа на практике.

Таким образом, институты государственно-общественного управления  образованием призваны создать специфические пространства не только консолидации всех «заказов» - от персонального до государственного, но и обеспечить мониторинг выполнения принятых решений, вплоть до предъявления обществу результатов, сопровождаемых аналитическим комментарием, как составной частью публичного доклада.

Поэтому, на наш взгляд, это одинаково важно для всех участников образовательного процесса – родителей, учащихся, работников школы и иных заинтересованных лиц.