Вы используете устаревший браузер — установите современный.
 /  Заседание государственно-общественного совета по общему образованию Ханты - Мансийского автономного округа – Югры от 26.11.2009

Заседание государственно-общественного совета по общему образованию Ханты - Мансийского автономного округа – Югры от 26.11.2009

Решение государственно - общественного совета по общему образованию Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  №4

Заслушав и обсудив выступление вице-президента Автономной Некоммерческой Образовательной Организации «Институт развития государственно-общественного управления в образовании» (г.Москва) о роли общественного участия в реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», государственно-общественный совет по общему образованию (далее-Региональный совет) рекомендует:
1. Департаменту образования и науки автономного округа, муниципальным органам, осуществляющим управление в сфере образования, руководителям образовательных учреждений:
o   рассматривать государственно-общественное управление образованием как ведущий механизм реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
o   подготовить предложения по участию органов государственно-общественного управления всех уровней в реализации мероприятий по проведению Года Учителя, направленных на обеспечение общественного признания и поддержки учителей.
 
2. Муниципальным органам государственно-общественного управления (далее – ГОУ) и органам ГОУ общеобразовательных учреждений принять активное участие в реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
 
Заслушав и обсудив выступление директора Автономной Некоммерческой Образовательной Организации «Институт развития государственно-общественного управления в образовании» (г.Москва) о системных эффектах внедрения государственно-общественного управления в Ханты - Мансийском автономном округе – Югре, Региональный совет отмечает, что Департаментом образования и науки автономного округа, муниципальными органами управления образованием, образовательными учреждениями проделана определенная работа по развитию института государственно-общественного управления в сфере образования, направленная на создание механизмов формирования и реализации консолидированного заказа на образование.    
Полномасштабный мониторинг процесса внедрения  государственно-общественного управления в системе образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее - мониторинг) свидетельствует о следующих системных эффектах:
o   растет доверие общества к системе образования, результатам ее деятельности, улучшается имидж системы образования;
o   усилилось внимание общественности к системе образования, растет заинтересованность и активность в содействии развитию образования; 
o   система принятия решений в образовательных учреждениях стала более прозрачной, что способствует формированию более доверительных отношений между различными участниками образовательного процесса: администрацией, родительским сообществом, работниками школы, учащимися, - снижению уровня конфликтности в отношениях участников образовательного процесса;
o   общественное участие в оценке качества деятельности педагогов, развитие публичной отчетности органов управления образованием и образовательных учреждений повышает ответственность руководителей образовательных учреждений и педагогов за результаты деятельности;
o   практика публичной отчетности позволяет обеспечить права потребителей образовательных услуг на информацию и становится важным фактором обеспечения конкурентоспособности учреждений в условиях нормативного подушевого финансирования;
o   подготовка общественных управляющих сохраняет роль ведущего фактора повышения качества государственно-общественного управления в системе образования;
o   на муниципальном уровне активизировалась работа по использованию инструментов стимулирования развития государственно-общественного управления и повышения его качества:  конкурсы (общественных управляющих, советов, докладов, сайтов), награждение общественных управляющих, попечителей органами исполнительной власти и местного самоуправления.
 
В то же время мониторинг выявил следующие проблемы:
o   значительная доля органов государственно-общественного управления управляющих советов  пока не в полной мере освоила роль органа стратегического управления, воспроизводит в своей работе подходы, характерные для традиционной модели школьных советов и родительских комитетов;
o   внедрение государственно-общественного управления  советов продолжает опираться преимущественно на административный ресурс, а не на поддержку участников образовательного процесса, недостаточен масштаб работы органов ГОУ по разъяснению задач и представлению результатов своей деятельности;
o   процесс переноса успешных моделей государственно-общественного управления в систему профессионального образования идет медленными темпами, сталкивается с серьезными трудностями;
o   качество публичной отчетности образовательных учреждений остается на низком уровне, недостаточно используется потенциал сайтов образовательных учреждений в информировании общественности
 
 Региональный совет рекомендует:
1. Департаменту образования и науки автономного округа, муниципальным органам, осуществляющим управление в сфере образования:
o   завершить работу по внесению изменений и дополнений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16 октября 2006 года №104-оз «О государственно-общественном управлении в сфере общего образования Ханты-Мансийского автономного округа» (от 16 октября 2006 года №104-оз) и утверждению пакета подзаконных нормативных актов, регламентирующих ГОУ в учреждениях дошкольного и профессионального образования;
o   стимулировать и оказывать поддержку органам государственно-общественного управления по освоению и реализации стратегических полномочий, прежде всего: по участию в разработке и утверждению программ развития различного уровня, образовательных программ образовательных учреждений, программ управления качеством образования, привлечению и распределению внебюджетных источников дохода;
o   оказывать поддержку образовательным учреждениям дошкольного и общего образования в создании и сопровождении сайтов образовательных учреждений;
o   увеличить масштабы подготовки общественных управляющих, в т.ч. с использованием дистанционных форм.
 
2. Региональному и муниципальным органам государственно-общественного управления:
o   усилить внимание к координации процедуры общественного наблюдения за проведением Единого Государственного экзамена и итоговой аттестации в 9-х классах, в т.ч к формированию корпуса общественных наблюдателей и обеспечению их эффективной работы;
o   развивать практику самоанализа и самооценки эффективности работы органов государственно-общественного управления на региональном и муниципальном уровнях;
o   поддержать инициативу участия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в создании федеральной сети участников государственно-общественного управления по:
o   проведению мониторинга процесса внедрения государственно-общественного управления (ГОУ) в образовательных учреждениях систем общего образования;
o   проведению социологического опроса для выявления потребностей общественных управляющих в образовательных учреждениях общего образования в обучении, информационной и консультационной поддержке;
o   проведению апробации учебных курсов по обучению региональных тьюторов и подготовке общественных управляющих в образовательных учреждениях
o   созданию и организации работы межрегиональных ресурсных центров (МРЦ) федеральной сети государственно-общественного управления в системе образования;
o   участию в интернет-конференциях по тематике проекта;
o   участию в апробации дистанционного курса обучения управляющих;
o   участию в разработке на веб-портале «Общественное участие в управлении образованием» учебно-методических, информационных и консультационных материалов;
o   подготовке и предоставлению для публикации материалов по вопросам развития федеральной сети государственно-общественного управления в образовательных учреждениях в печатных и электронных специализированных СМИ федерального и регионального уровней;
o   подготовке материалов для сборника «Расширение общественного участия в управлении образованием - в вопросах и ответах».
 
3. Органам государственно-общественного управления образовательных учреждений муниципальных образований:
    • активнее осваивать стратегические управленческие полномочия;
    • развивать практику самоанализа и самооценки эффективности работы органов государственно-общественного управления в образовательных учреждениях,
    • увеличить масштабы и расширить спектр каналов информирования общественности по разъяснению задач, представлению результатов своей деятельности, организации «обратной связи» (открытие общественных приемных совета и «горячих линий», публикации в СМИ и др.)
 
Заслушав и обсудив участие Муниципальных советов в разработке и реализации стратегических направлений модернизации муниципальных систем образования, Региональный совет рекомендует:
o   одобрить деятельность Муниципальных советов по участию в разработке и реализации стратегических направлений модернизации муниципальных систем образования;
o   принять активное участие в реализации основных направлений, определенных стратегическими документами (Концепция 2020, ФЦПРО, ПНПО, включающий комплексные проекты модернизации образования, проект «Наша новая школа»), с учетом проблем муниципальных систем образования.
 
Заслушав и обсудив выступления руководителей муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, по обеспечению сохранения и развития этнокультурной составляющей содержания образования в общеобразовательных учреждениях территорий компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, Региональный совет рекомендует:
o   одобрить деятельность муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений по обеспечению сохранения и развития этнокультурной составляющей содержания образования в общеобразовательных учреждениях территорий компактного проживания коренных малочисленных народов Севера;
o   развивать связь:
с общественными организациями, деятельность которых предусматривает сохранение и развитие этнокультуры;
с общественными организациями из числа коренных малочисленных народов Севера, задачи которых инициировать носителей культуры к сохранению и развитию языка;
o   в рамках внедрения новых федеральных стандартов сохранить предметы региональной направленности, так как новый стандарт диктует обязательность удовлетворения этнокультурных потребностей и языковых прав обучающихся.
 
Обсудив основные направления оптимизации ГОУ в образовании, Региональный совет решил:
o   утвердить план работы на 2009-2010 учебный год;
o   использовать в практике работы Регионального совета выездные заседания по муниципальным образованиям автономного образования с участием расширенного состава администраций муниципальных образований, руководителей и работников администраций муниципальных образований сельских поселений, членов Управляющих советов образовательных учреждений, осуществляющих практическую работу на местах.