Вы используете устаревший браузер — установите современный.
 /  Комплекс мер

Комплекс мер

Предложения для включения в Комплекс мер направляйте в адрес начальника отдела непрерывного образования коренных малочисленных народов Севера И.Б. Лисютиной на адрес эл. почты: LisyutinaIB@doinhmao.ru

 

Комплекс мер по подготовке и дополнительному профессиональному образованию учителей русского языка и русской литературы, учителей родного языка и литературы коренных малочисленных народов Севера на 2016-2020 годы

 

п/п

Наименование мероприятия

Срок реализации

Ответственные исполнители

Ожидаемый результат

ссылки*

  1. Мероприятия по подготовке учителей русского языка и русской литературы,

учителей родных языков и литературы коренных малочисленных народов Севера

 

Мониторинг потребности муниципальных и государственных образовательных организаций в учителях русского языка и русской литературы, учителях родного языка и литературы коренных малочисленных народов Севера (далее – КМНС)

ежегодно

Муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – автономный округ), общеобразовательные

организации

Выявление вакансий учителей русского языка и русской литературы, учителей родного языка и литературы КМНС

Приказ ДОиМП № 150, 1216

Создание филологических классов на базе общеобразовательных организаций

2017-2020 годы

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования автономного округа «Сургутский государственный педагогический университет» (далее – Сургутский государственный педагогический университет)

Привлечение старшеклассников для поступления на филологические направления программ профессионального образования

 

Разработка индивидуальных образовательных траекторий (планов) профессионального развития для обучающихся, владеющих родными языками КМНС, мотивированных к педагогической деятельности, для получения профессионального образования в области родного языка и литературы КМНС

2016 год

Автономное учреждение дополнительного профессионального образования автономного округа «Институт развития образования» (далее – Институт развития образования),

бюджетное учреждение автономного округа «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок» (далее – Обско-угорский институт), муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования,

общеобразовательные организации

Выявление мотивированных к педагогической деятельности детей, содействие в непрерывном профессиональном образовании, связанным с родным языком и литературой КМНС

Приказ ДОиМП № 1216

Организация целевого приема и целевого обучения в образовательных организациях высшего образования для подготовки учителей русского языка и русской литературы, учителей родного языка и родной литературы коренных малочисленных народов Севера

ежегодно

Муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования,

образовательные организации высшего образования,

Департамент образования и молодежной политики автономного округа

Гарантированное обеспечение педагогическими кадрами образовательных организаций

Приказ ДОиМП № 150, 1216

Разработка основных образовательных программ профессионального образования, программ дополнительного профессионального образования по различным направлениям подготовки в сфере русского языка и русской литературы, родного языка и литературы КМНС

1-2 кварталы 2016 года

Сургутский государственный педагогический университет,

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» (далее – Югорский университет),

автономное учреждение профессионального образования автономного округа «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж» (далее - Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж),

бюджетное учреждение профессионального образования автономного округа «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» (далее - Нижневартовский социально-гуманитарный колледж),

Обско-угорский институт,

Институт развития образования

Расширение спектра основных и дополнительных образовательных программ, реализуемых в Югре, по различным направлениям подготовки в сфере русского языка и русской литературы, родного языка и литературы КМНС, в том числе для работы в полиэтнической среде

 

 

Организация обучения по основным образовательным программам профессионального образования, программам дополнительного профессионального образования по различным направлениям подготовки в сфере русского языка и русской литературы, родного языка и литературы КМНС, включая обучение граждан, признанных в установленном порядке безработными

2017-2020 годы

Сургутский государственный педагогический университет,

Югорский университет,

Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж,

Нижневартовский социально-гуманитарный колледж, Обско-угорский институт,

Институт развития образования, Департамент труда и занятости населения автономного округа

Повышение качества подготовки в сфере русского языка и русской литературы, родного языка и литературы КМНС в профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;

предоставление возможности

приобретения квалификации

в сфере родного языка и литературы КМНС в период обучения в профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также для граждан, признанных в установленном порядке безработными

 

Производство и распространение просветительских программ для повышения мотивации молодежи в изучении родных языков и традиционной культуры КМНС

2016-2020 годы

Департамент общественных и внешних связей автономного округа,

Департамент культуры автономного округа,

Обско-угорский институт

Формирование потребности в изучении родных языков и традиционной культуры КМНС

 

Региональный конкурс профессионального мастерства будущих учителей русской и родной словесности среди студентов «Родная речь – Отечеству основа»

2017-2018 годы

Сургутский государственный педагогический университет,

Обско-угорский институт

Повышение престижа профессии учителя русского и родного языков и литературы, выявление и поддержка талантливых студентов региона, обучающихся по соответствующему направлению подготовки

СурГПУ

Организация и проведение творческих конкурсных мероприятий среди студентов - филологов

2016-2020 годы

Сургутский государственный педагогический университет,

Югорский университет

Повышение качества подготовки учителей русского языка и литературы в период получения профессионального образования, выявление одаренных студентов

 

Модернизация перечней компетенций выпускника основной образовательной программы «Образование и педагогика» с учетом требований профессионального стандарта педагога

1 квартал 2016 года

Сургутский государственный педагогический университет,

Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж,

Нижневартовский социально-гуманитарный колледж

Обновленный перечень компетенций выпускника основной образовательной программы «Образование и педагогика», позволяющий молодому педагогу приступить к профессиональной деятельности

Приказ ДОиМП № 1130

Разработка и внедрение программы постдипломного сопровождения профессиональной деятельности молодых специалистов из числа учителей русского языка и русской литературы, учителей родного языка и литературы КМНС

2016 год

Департамент образования и молодежной политики автономного округа,

Сургутский государственный педагогический университет,

Обско-угорский институт,

муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования, общеобразовательные

организации

Выявление и преодоление проблем молодых педагогов в период их адаптации к рабочей среде

Приказ ДОиМП № 1130

  1. Мероприятия по дополнительному профессиональному образованию учителей

 

2.1.

Реализация проекта «ЕГЭ для учителей»

2016-2018 годы

Институт развития образования

Диагностика профессиональных затруднений педагогов русского языка, в том числе по заданиям, включенным в спецификацию контрольных измерительных материалов

419-рг

2.2.

Разработка и внедрение индивидуальных образовательных траекторий (планов) профессионального развития для учителей родного языка и литературы КМНС

3 квартал 2016

Институт развития образования,

Обско-угорский институт, муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования

Персонифицированное повышение квалификации учителей родного языка и литературы КМНС

Как 451-рп +ИРО

2.3.

Разработка и ежегодное обновление программ повышения квалификации педагогических работников по актуальным направлениям филологического образования на основе установленных требований к структуре, содержанию, формам, срокам и технологиям реализации программ повышения квалификации педагогов

ежегодно

Институт развития образования,

Сургутский государственный педагогический университет,

бюджетное учреждение высшего профессионального образования автономного округа «Сургутский государственный университет» (далее -

Сургутский государственный университет),

Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж,

Нижневартовский социально-гуманитарный колледж,

Обско-угорский институт

Ежегодно обновляющийся каталог программ повышения квалификации педагогических работников по актуальным направлениям филологического образования

419-рг +ОУИ

2.4.

Организация повышения квалификации учителей русского языка и русской литературы, учителей родного языка и родной литературы КМНС

2016-2020 годы

Институт развития образования,

Сургутский государственный педагогический университет,

Сургутский государственный университет,

Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж,

Нижневартовский социально-гуманитарный колледж,

Обско-угорский институт

Повышение квалификации учителей русского языка и русской литературы, учителей родного языка и родной литературы КМНС не реже 1 раза в 3 года

 

2.5.

Разработка и апробация программ магистратуры для лиц, мотивированных к педагогической деятельности в образовательных организациях, но не имеющих педагогического образования

2016-2017 годы

Сургутский государственный педагогический университет,

Институт развития образования,

Обско-угорский институт

Разработанные программы магистратуры: «Преподаватель русского языка и русской литературы», «Обучение русскому языку в полиэтнической среде», «Работа с одарёнными детьми по русскому языку и литературе»,

«Преподаватель родного языка и родной литературы»

Приказ ДОиМП № 1130

2.6.

Сотрудничество с федеральным государственным бюджетным учреждением «Российская академия образования» по реализации программ повышения квалификации педагогов автономного округа, включая учителей русского языка и русской литературы, учителей родного языка и родной литературы КМНС

ежегодно

Институт развития образования

Повышение квалификации педагогов в Российской академии образования

 

  1. Мероприятия, направленные на развитие профессиональных компетенций учителей

 

3.1.

Организация мастер-классов, творческих лабораторий, семинаров, в том числе в режиме web-интерфейса, по актуальным вопросам преподавания русского и родного языков, литературы в условиях современной школы для учителей русского языка и русской литературы, учителей родного языка и литературы КМНС

ежегодно

Институт развития образования,

Обско-угорский институт,

муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования, образовательные организации

Охват не менее 70% от общего количества учителей русского языка и русской литературы, учителей родного языка и литературы КМНС

419-рг, Приказ ДОиМП №735

3.2.

Дистанционные консультации «Система языка и его функционирование в диахронии и синхронии»

2016-2017 годы

Сургутский государственный педагогический университет

Создание страницы на сайте Сургутского государственного педагогический университета

СурГПУ

3.3.

Региональный конкурс проектов в области гуманитарных наук «Урал: история, экономика, культура»

на основе соглашения между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Российским гуманитарным научным фондом

ежегодно

Сургутский государственный педагогический университет,

Обско-угорский институт

Создание условий для поддержки научных проектов в области гуманитарных наук

как 451-рп

3.4.

Ежегодный выпуск сборников научных работ «Актуальные проблемы лингвистики», «Вестник угроведения»

2016-2020 годы

Сургутский государственный педагогический университет,

Обско-угорский институт

Научные публикации учителей русского языка и русской литературы, учителей родного языка и литературы КМНС в сборниках

СурГПУ

3.5.

Создание и организация деятельности секций филологического образования, этнокультурного образования в структуре учебно-методического объединения в системе общего образования автономного округа

2016 год

Институт развития образования

Участие педагогических, научных работников, представителей работодателей в обеспечении качества и развития содержания филологического и этнокультурного образования в системе общего образования автономного округа

 

3.6.

Цикл передач «Родное слово» (об учителях и писателях)

2016-2020 годы

Департамент образования и молодежной политики автономного округа, Департамент культуры автономного округа, Департамент общественных и внешних связей автономного округа

Повышение престижа профессии учителя русского языка и русской литературы, учителя родного языка и литературы КМНС

Обсуждение с ДОС

3.7.

Цикл видеоуроков по русскому языку и родным языкам КМНС (для учителей)

2017-2018 годы

Департамент образования и молодежной политики автономного округа,

ГТРК «Югра»

Сургутский государственный педагогический университет,

Институт развития образования,

Обско-угорский институт

Учебно-методическое обеспечение деятельности учителей русского языка и русской литературы, учителей родного языка и литературы КМНС

Обсуждение с ДОС

3.8.

Издание литературно-художественного альманаха «Сургут литературный»

2016-2020 годы

Сургутский государственный педагогический университет

Литературно-художественные публикации учителей русского языка и русской литературы, учителей родного языка и литературы КМНС в сборниках

СурГПУ

3.9.

Создание совместно с ведущими российскими издательствами «Методического портфеля» для учителей русского языка и русской литературы, учителей родного языка и литературы КМНС

2016-2020 годы

Институт развития образования,

Обско-угорский институт

Создание перечня и электронных версий методических пособий ведущих российских издательств для преподавания русского языка и русской литературы, родных языков и литературы КМНС

 

3.10.

Выставки российских учебников и учебно-методических пособий по русскому языку для педагогов и обучающихся

2016-2020 годы

Департамент образования и молодежной политики автономного округа,

Институт развития образования

Знакомство с новинками учебников и учебно-методических пособий по русскому языку

Приказ ДОиМП №735

3.11

Разработка и внедрение учебных, учебно-методических пособий по родным языкам и литературе КМНС в школах автономного округа

2016 - 2020 год

Обско-угорский институт,

Институт развития образования

Обеспечение печатными образовательными ресурсами учителей родного языка и литературы КМНС

Как ФП

3.12.

Разработка и апробация справочно-информационных ресурсов по родным языкам КМНС и обско-угорской литературе

2 квартал 2016 года, далее - ежегодно

Обско-угорский институт,

Институт развития образования

Создание электронных справочно-информационных ресурсов по родным языкам КМНС и обско-угорской литературе

Как ОУИ, ФП

3.13.

Создание Online-школы обучения родным языкам КМНС

2016-2017 годы

Обско-угорский институт,

Департамент информационных технологий автономного округа

Создание электронных научно-образовательного ресурса по языкам коренных малочисленных народов Севера

 

3.14.

Пополнение интерактивной Литературной карты Югры

2016-2017 годы

Обско-угорский институт

Постоянное пополнение электронного ресурса о творчестве писателей Югры из числа КМНС

34-рп

3.15.

Участие учителей русского языка и русской литературы, учителей родного языка и литературы КМНС в проведении литературно-музыкальных праздников, конкурсов сочинений, эссе, книжных выставок, диспутов, тематических классных часов, литературных гостиных, образовательных акций, посвященных Международному дню родного языка (21 февраля)

1 квартал ежегодно

Муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования, образовательные организации

Повышения языковой культуры участников образовательного процесса

Как Приказ ДОиМП №735 +СурГПУ

3.16.

Мероприятия, посвященные Дню славянской письменности

2 квартал ежегодно

Департамент образования и молодежной политики автономного округа; Департамент общественных и внешних связей автономного округа, Институт развития образования;

муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования, образовательные организации

 

Приказ ДОиМП №735

3.17.

Рождественские образовательные чтения

4 квартал ежегодно

Департамент образования и молодежной политики автономного округа, Департамент общественных и внешних связей автономного округа,

Институт развития образования,

муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования, образовательные организации

 

Приказ ДОиМП №735

3.18.

Работа клуба «Лингвистическая археология»

в течение периода

МБУК «Централизованная библиотечная система», муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования, образовательные организации

Формирования общей языковой культуры, продвижение информационных ресурсов МБУК ЦБС

Приказ ДОиМП №735

3.19.

Участие в образовательной акции «Тотальный диктант», направленной на повышение грамотности населения по русскому языку

2-3 квартал ежегодно

МБУК «Централизованная библиотечная система», образовательные организации

Популяризация грамотности среди населения

Приказ ДОиМП №735

3.20.

Проведение образовательной акции «Фронтальный диктант на хантыйском, мансийском и ненецком языках», направленной на повышение грамотности по родным языкам КМНС

2016-2020 годы

Департамент образования и молодежной политики автономного округа,

Департамент культуры автономного округа,

Обско-угорский институт

Популяризация знания и грамотности по родным языкам КМНС

 

3.21.

Выставки «Говорим по-русски»

2016–2020 годы

Департамент культуры автономного округа, образовательные организации

 

Приказ ДОиМП №735

3.22.

Проект «Писатели в библиотеке»

2016-2020 годы

Департамент культуры автономного округа, образовательные организации

 

Приказ ДОиМП №735

3.23.

Литературный десант

2016-2020 годы

Департамент культуры автономного округа, образовательные организации

 

Приказ ДОиМП №735

3.24.

Цикл бесед учителей с представителями Русской православной церкви о духовном просвещении, приобщении православной и мировой культуре (литературе) в целом

2016-2020 годы

Департамент образования и молодежной политики автономного округа,

Русская православная церковь

муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования

Приобщение учителей к духовно-нравственным ценностям православной культуры, культуры народов, проживающих в автономном округе, в том числе, раскрывающие культурологические аспекты разных культур

+++

3.25.

Региональный конкурс на лучшее эссэ среди учителей русского языка и литературы

2017 год

Департамент образования и молодежной политики автономного округа, Институт развития образования,

Департамент общественных и внешних связей автономного округа,

союз писателей,

союз журналистов

Гранты лучшим учителям,

 

3.26.

Участие в международных, всероссийских, межрегиональных форумах и конференций по проблемам этнокультурного образования

2016-2020 годы

Обско-угорский институт,

Институт развития образования

Повышение качества научно-методического сопровождения системы этнообразования

451-рп

3.27.

Организация и проведение конкурса «Учитель родного языка и литературы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» при проведении конкурса профессионального мастерства в сфере образования автономного округа «Педагог года Югры»

2016-2020 годы

Департамент образования и молодежной политики автономного округа,

муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования

Выявление и поощрение творчески работающих педагогов, реализующих в своей деятельности принципы двуязычия и диалога культур

451-рп