Вы используете устаревший браузер — установите современный.
 /  Коренные малочисленные народы Севера

Коренные малочисленные народы Севера

  • Информационно-аналитическая справка
    «О положении педагогических работников из числа коренных малочисленных народов Севера в муниципальных и государственных образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

Образование детей из числа коренных малочисленных народов Севера

 

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гарантируется выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования.

В 2014-2015 учебном году изучение национальных (родных) языков коренных малочисленных народов, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее также – КМНС), организовано в следующих образовательных организациях:

  • 10 детских садах (Березовский, Октябрьский, Белоярский, Нижневартовский, Ханты-Мансийский районы) с общей численностью воспитанников 255 детей (2013-2014 учебный год – 9 детских садах – 246 детей);
  • 29 общеобразовательных организациях (Белоярский, Березовский, Нефтеюганский, Нижневартовский, Сургутский, Кондинский, Октябрьский, Ханты-Мансийский районы) с общей численностью воспитанников 1612 человек; (2013-2014 учебный год – 28 образовательных организаций – 1694 человека)
  • 5 учреждениях дополнительного образования детей (г.г. Лангепас, Ханты-Мансийск, Березовский район) с общей численностью воспитанников 294 человека.

В образовательную сеть общеобразовательными организациями включены 10 предметов этнокультурного содержания образования (Родной язык, Родная литература, Краеведение, География Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Экология Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Охотоведение и Рыболовство, Культура народов Севера, История Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Национальные виды спорта, Национальное творчество).

В 32 общеобразовательных организациях реализуются дополнительные образовательные программы, такие как обучение декоративно-прикладному искусству (21 школа), бисероплетение, «Мой край», «Окружающий мир», «Технология», экологический курс «Мы – дети природы», «Природная мастерская», «Сорни ясанг», рыболовство, охотоведение, народные традиционные промыслы.

В 5 дошкольных образовательных организациях (Березовский и Белоярский районы), реализуется инновационный проект «Языковое гнездо». Цель проекта – формирование синхронного детского двуязычия в условиях максимально раннего включения в процесс освоения родного языка. С этой целью воспитательно-образовательный процесс ведется на хантыйском и мансийском языках.

С целью стимулирования обучающихся к освоению родного языка, традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера проводятся: олимпиада школьников Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по родным языкам и литературе коренных малочисленных народов Севера; конкурс исследовательских работ «Угорское наследие» среди учащихся младшего и среднего школьного возраста, конкурс чтецов на родном (хантыйском, мансийском, ненецком) или русском языке «Живое слово» среди обучающихся 5 – 11 классов образовательных организаций автономного округа, конкурс рисунков по мотивам финно-угорского эпоса «И мир вокруг нас», заочный этап Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос».

В 2014 году всего в конкурсах и олимпиадах приняли участие 570 детей в возрастной категории от 6 до 17 лет, из них победителями и призерами стали 66 человек.

Профессиональное образование

 

В профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, подведомственных Департаменту образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, обучается 783 студента (2013 год – 664), из них:

  • профессиональные образовательные организации – 736 студентов (2013 год – 631),
  • образовательные организации высшего образования – 47 (2013 год – 33).

В федеральных организациях высшего образования обучается 158 студентов (2013 год – 191), из них:

  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» – 146 человек (2013 год – 191);
  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижневартовский государственный университет» – 12 человек.

Наибольшее количество студентов из числа КМНС обучается в следующих организациях:

  • автономное учреждение профессионального образования «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж» – 326 человек (2013 год – 296);
  • бюджетное учреждении профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Белоярский политехнический колледж» – 68 человек (2013 год – 72);
  • бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовский строительный колледж» – 65 человек (2013 год – 32).

Подготовка педагогических работников

 

С целью обеспечения готовности педагогических работников к осуществлению образовательной деятельности с учетом этнокультурной составляющей в 2014 году организованы:

1. Курсовая подготовка учителей родных языков и литературы, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования детей, воспитателей дошкольных образовательных организаций с этнокультурной составляющей системы образования.

2. Конкурсы профессионального мастерства среди педагогов: «Педагог года Югры – 2014» номинация «Учитель родного языка и литературы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», «Лучший урок родного языка, литературы и культуры коренныхнародов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с использованием информационно-коммуникационных технологий», Всероссийский мастер-класс учителей родных, включая русский, языков – 2014».

3. Участие педагогов в международных, межрегиональных, региональных конференциях, семинарах, конгрессах, круглых столах по проблемам сохранения языка и традиционной культуры финно-угорских народов.