Вы используете устаревший браузер — установите современный.
 /  Образование в Югре  /  Дополнительное образование

Дополнительное образование

 

С 2014 года в автономном округе реализуется Концепция «открытого» дополнительного образования, цель которой - обновление содержания и технологий дополнительного образования, направленных на формирование у обучающихся основ современного пространственно-аналитического мышления, представления и понимания глобальных процессов, разворачивающихся в сфере политики, экономики и культуры в регионе, стране, мире и способности оформлять собственные жизненные цели и перспективы в контексте тенденций социально-экономического развития региона и возможности использования этих тенденций как ресурса для достижения личных целей.

Допобразование в Югре рассматривается как сфера высокого уровня инновационной активности, что позволяет ее отнести к одной из приоритетных сфер в части решения задач адаптации детей к темпам социальных и технологических перемен и обеспечения высокотехнологичных и других отраслей экономики региона новым поколением высококвалифицированных рабочих и специалистов.

В целях развития дополнительного образования технологического направления с 2015 года в автономном округе реализуется инициатива «Новая модель системы дополнительного образования детей», которая предусматривает создание сети опорных ресурсных центров – детских технопарков «Кванториум», деятельность которых ориентирована на подготовку квалифицированных специалистов в научно-технической и инженерной сфере, в первую очередь, в интересах развития экономики Югры.

В 2017 году функционируют три детских технопарка «Кванториума» (г. Ханты-Мансийск, г. Нефтеюганск, г. Югорск). Уникальной особенностью данных объектов является использование самого современного учебного оборудования и программного обеспечения в сочетании с реализацией модернизированных дополнительных образовательных программ для обучающихся детских технопарков.

Сеть организаций дополнительного образования представлена 168 организациями дополнительного образования, из них 15 – негосударственных; охват обучающихся в возрасте от 5 до 18 лет составляет  154282 человека, из них в негосударственных организациях обучаются 6563 человека.

 

Количество объединений в организациях дополнительного образования – 7757, в том числе по направлениям:

направление

Количество объединений

Количество детей

Техническое творчество

688

10605

Спортивно техническое

77

1211

Эколого-биологическое

391

5616

Туристико-краеведческое

198

3614

Спортивное

1747

56436

Художественное творчество

2874

43544

Культурологическое

78

3068

Иные направления

1704

30188

 

   Внеурочная деятельность в общеобразовательных организациях  

По состоянию на 31 декабря 2016 года на базе общеобразовательных организаций автономного округа функционируют 228 спортивных клуба, 2091 спортивная секция, в том числе 283 в сельской местности. Охват детей в возрасте 7-18 лет программами физкультурно-спортивной направленности составляет 39478 человек (АППГ 2016 года – 36474) со следующим распределением обучающихся по приоритетным видам спорта: плавание – 7164, волейбол - 5579, баскетбол - 4918, легкая атлетика- 1508, лыжные гонки - 770, тхэквондо – 400, дзюдо - 355, бокс - 161, спортивная борьба - 135, тяжелая атлетика – 145, синхронное плавание - 85, биатлон – 14.

 

С 1 сентября 2016 года в рамках реализации основных общеобразовательных программ введен как обязательный предмет «Шахматы – школе» (автор И.Г. Сухин) в 1-4 классах, за счет обязательных к посещению часов внеурочной деятельности в 5-6 классах в 297 общеобразовательных организациях автономного округа, реализующих программы общего образования, в 7-11 классах занятия по шахматам проводятся в рамках занятий по программкам школьного компонента (кружки, факультативы, спецкурсы, секции и т. д.). Охват обучающихся составляет 86181 человек (43,4% от общего количества обучающихся и 100% от количества обучающихся 1-4 классов).

 

По состоянию на 31 декабря 2016 года в 26 общеобразовательных организациях автономного округа реализуется программа учебного предмета «Музыка», включающего модули «Коллективное хоровое музицирование» и «Коллективное инструментальное музицирование», в двух общеобразовательных организациях и одной организации дополнительного образования функционируют духовые оркестры. Охват детей в возрасте от 7 до 18 лет программами художественно-эстетической направленности на базе общеобразовательных организаций (театральное искусство, музыкальное искусство, хореографическое искусство, изобразительное искусство, дизайн (по видам), архитектура, декоративно-прикладное искусство) составляет 57382 человека (АППГ 2016 года – 43544).

 

Организация дополнительного профессионального образования специалистов системы дополнительного образования детей, в том числе специалистов, работающих с одаренными детьми.

В 2016 году обучение по программам дополнительного профессионального образования прошли 1754 педагога (в сфере образования -1515, в сфере физической культуры и спорта – 39, в сфере культуры – 200), в том числе по программе «Современные подходы к работе с детьми с ограниченными возможностями и детьми-инвалидами» - 200 педагогов.

Одной из форм повышения уровня профессиональной компетентности специалистов дополнительного образования являются открытые программы Кадровых школ в сфере дополнительного образования и молодежной политики (далее – кадровые школы).

Содержательными элементами открытых программ кадровых школ являются индивидуальные исследования участников кадровых школ с целью определения приоритетов развития педагога как личности и профессионала, реализации проектных методик, а также возможности сбора и учета общественных заказов развития дополнительного образования и молодежной политики (под общественными заказами понимаются потребности общественности, в том числе законных представителей детей и молодежи, работодателей и иных заинтересованных лиц в повышении уровня кадрового потенциала с учетом долгосрочного развития Югры), поэтому являются модернизированными программами развития кадрового потенциала.

За период с 2014 года по декабрь 2016 проведено 13 кадровых школ, охват составил 1040 человек из числа специалистов системы дополнительного образования детей в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта, в том числе работающих с одаренными детьми.

Результатами работы кадровых школ стала реализация более 50 модернизированных дополнительных общеразвивающих программ, включенных в Навигатор открытых образовательных программ, диапазон которых достаточно широк – от классических художественных и спортивных школ до студий дизайна и мультипликации, интерактивных музеев и парков, способствующих формированию у детей и подростков основ современного пространственно-аналитического мышления, представлению и пониманию глобальных процессов, разворачивающихся в сфере политики, экономики и культуры в регионе, стране, мире; умению решать задачи и проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях, в соответствии с возрастными особенностями и с использованием знаний и умений, учебного и жизненного опыта.

 

Проведение конкурсов профессионального мастерства в целях поддержки и профессионального развития специалистов системы дополнительного образования детей.

В автономном округе с 2001 ежегодно проводится региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Сердце отдаю детям» (далее – конкурс).  За 15 лет проведения в Конкурсе приняли участие 124 специалиста системы дополнительного образования детей.

В 2016 году в  Конкурсе приняли участие 11 специалистов системы дополнительного образования детей из 11 муниципальных образований автономного округа.

Победителем регионального этапа Конкурса, Александр Молодежников, педагог дополнительного образования Дома детского творчества из г. Нефтеюганска, представил автономный округ на Всероссийском конкурсе «Сердце отдаю детям», проходившем в ноябре 2016 года в г. Красноярске.

Александр Молодежников участвовал во Всероссийском конкурсе в номинации «техническое направление» с программой по образовательной робототехнике и стал абсолютным победителем.

 

Выявление эффективных практик реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Одним из приоритетов развития дополнительного образования, направленных на формирование современных управленческих и организационных-экономических механизмов в системе дополнительного образования, является разработка и внедрение модернизированных дополнительных общеразвивающих программ, погружающих школьников в современные практики и ставящих перед ними открытые образовательные задачи и обеспечивающих профессиональное самоопределение обучающихся, освоение ими современных прорывных компетенций, погружение в проблематику актуальных задач производственного и общественного развития разного уровня. Одной из важных характеристик модернизированных программ является постановка перед участниками открытых проблемных задач, ориентированных на разработку проектных решений будущего. Зачастую эти задачи не имеют известного решения, они носят открытый характер, но все они, так или иначе, связаны с современными индустриями, которые сегодня являются флагманами развития экономики нашей страны и соответствуют рынкам Национальной технологической инициативы.

Выявление эффективных практик по реализации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе технической направленности в области программирования и робототехники, осуществляется на конкурсной основе с предоставлением грантовой поддержки.

В 2016 году Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Депобразования и молодежи Югры) было проведено два конкурсных отбора: Открытый конкурс модульных образовательных программ, элективных курсов, программ летнего и каникулярного образовательного отдыха детей (март 2016 года), Конкурсный отбор открытых региональных программ (октябрь 2016 года).

Общая сумма грантов за счет средств бюджета автономного округа составила в 2016 году 3 200,0 тыс.рублей, грантовую поддержку получили 10 дополнительных общеобразовательных программ.

По итогам конкурсных отборов в Навигатор открытых региональных образовательных программ вошли более 50 дополнительных общеобразовательных программ, реализующихся различными субъектами, от обычных школ и организаций дополнительного образования до некоммерческих организаций (http://iro86.ru/tyutorskij-tsentr/2670-navigator-obrazovatelnykh-programm).

 

Апробация «пилотных проектов» в области развития дополнительного образования детей.

  1. Проект «Новая модель дополнительного образования детей».

В соответствии с распоряжением Правительства автономного округа от 27.11.2015 № 685-рп «О создании опорных ресурсных центров (детских технопарков) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» утверждена Концепция инициативы «Новая модель дополнительного образования детей» автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», Постановлением Правительства автономного округа от 09.08.2016 № 300-п в государственную программу «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016-2020 годы» включен Комплекс мер по созданию и обеспечению функционирования сети детских технопарков «Кванториум» на 2016-2019 годы в соответствии с тиражированием стратегической инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

В соответствии с вышеперечисленными правовыми актами автономный округ участвует в реализации мероприятия 3.5. «Реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей» Федеральной целевой программы развития образования в части создания сети детских технопарков.

  1. Проект «Разработка и реализация модели персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (сертификат дополнительного образования)».

В апреле 2016 года автономный округ стал одним из 7 субъектов, которые по итогам конкурсного отбора Министерства образования и науки РФ в пилотном режиме разрабатывают и внедряют модель персонифицированного финансирования, так называемого сертификата дополнительного образования.

Сертификат представляет собой именной документ (идентификационный номер), предоставляемый ребенку, устанавливающий право родителей (законных представителей) ребенка на оплату услуг дополнительного образования в порядке и на условиях, установленных определенными Правилами, то есть, за ребенком закрепляется гарантия, что вне зависимости от того, какую программу дополнительного образования он выберет, к какому поставщику услуг (муниципальному, частному, государственному, индивидуальному предпринимателю) пойдет обучаться, он может рассчитывать на то, что его обучение будет оплачено за счет бюджетных средств.

Апробация системы персонифицированного финансирования в соответствии с распоряжением Правительства автономного округа от 24 июня 2016 года № 353-рп «О проведении апробации системы персонифицированного финансирования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2016 году» осуществляется с 1 ноября 2016 года по 31 мая 2017 года в пилотных муниципальных образованиях город Сургут, Белоярский и Кондинский районы.

В систему персонифицированного финансирования включены 12 организаций (1 государственная, 7 – муниципальных, 4 негосударственных), 73 дополнительных общеобразовательных программы. Сертификаты выданы 1199 детям, из которых 52 ребенка с ОВЗ.

С 1 сентября 2017 года в систему персонифицированного финансирования планируется включение не менее 75% муниципальных образований автономного округа, охват детей, включенных в систему персонифицированного финансирования должен составить не менее 10% от общей численности детей в возрасте от 5 до 18 лет.

  1. Проект «Открытая модель работы с одаренными детьми «Лидеры Югры».

В октябре 2016 года стартовал региональный проект «Лидеры Югры» в рамках пилотирования проекта «Открытая модель работы с одаренными детьми», реализуемого автономной некоммерческой организацией «Открытое образование» совместно с автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».

Проект социальный, направлен на выявление и поддержку детей и молодых людей, которых характерны раннее самоопределение и профессионализация, постановка и удержание рекордных профессиональных и жизненных целей, реализация в детском возрасте взрослых авторских действий, проектов и инициатив, что соответствует основным направлениям инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей» в части в решении задач адаптации детей к темпам социальных и технологических перемен и создание для них системы мотивации и дальнейшего сопровождения.

В реализации проекта «Лидеры Югры» принимают участие обучающиеся образовательных организаций автономного округа в возрасте от 13 до 18 лет, ориентированные на проектную, исследовательскую, творческую деятельность в различных сферах и практиках, демонстрирующих устойчивую мотивацию к изучению и реализации авторских проектов в различных областях, включающихся во взрослые типы деятельностей в раннем возрасте.

Проект реализуется в два этапа «Набор» и «Сопровождение».

Набор участников проекта проводился в рамках зональных этапов отбора для участия в проекте «Лидеры Югры» (8-10 октября, г. Нефтеюганск, 22-24 октября, г. Югорск), III Межрегиональной Компетентностной олимпиады (21-23 ноября, г. Ханты-Мансийск). По итогам проведенных образовательных мероприятий участие в следующем этапе проекта предложено 30 обучающимся в возрасте от 12 до 16 лет образовательных организаций автономного округа.

Индивидуальное сопровождение участников проекта «Лидеры Югры» осуществляется в очно-заочном режиме с 1 декабря 2016 года по 30 сентября 2017 года. Данный этап предполагает работу с профессиональным самоопределением участников, обсуждение их жизненных приоритетов и целей, формирование индивидуальных образовательных стратегий, и последующее сопровождение их реализации в целях обеспечения компетентностного развития участников и реализации их авторских проектов. Сопровождение участников проекта осуществляется опытной командой тьюторов и экспертов в различных профессиональных областях, реализующих инновационные проекты федерального уровня, в том числе квалифицированными педагогами образовательных организаций.

  1. Проект «Всероссийский конкурс проектных и исследовательских работ школьников».

В сентябре 2016 года между Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Образовательным фондом «Талант и успех» подписано соглашение о совместной деятельности по пилотной апробации Всероссийского конкурса проектных работ образовательного центра «Сириус» в 2016-2017 учебном году. Конкурс проводится в целях развития у школьников интеллектуально-творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности и техническому творчеству, популяризации и пропаганды научных знаний, выявления одаренных школьников в области проектной и исследовательской деятельности.

Тематика конкурсных проектных работ автономным округом выбрана с учетом основных направлений реализации инициативы «Новая модель системы дополнительного образования» и охватывает следующие направления: экология жизни, беспилотные летательные аппараты, робототехника; автономный транспорт; распределенные энергетические системы (умная энергетика); персональные системы безопасности (умный дом, интеллектуальные системы); персональная медицина.

По результатам регионального этапа конкурса будет сформирован состав проектной смены Образовательного центра «Сириус», которая пройдет в июле 2017 года.

 

Объем финансирования реализации «пилотных» проектов в сфере дополнительного образования детей в автономном округе в 2016 году составил 104,96 млн.рублей, из них 54,9 млн.рублей – средства федерального бюджета, 25,06 млн.рублей – средства бюджета автономного округа, 26,1 млн.рублей – внебюджетные средства.