Вы используете устаревший браузер — установите современный.
 /  Образование в цифрах  /  Коррекционное образование

Коррекционное образование

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре количество детей с различными нарушениями развития школьного возраста составляет 6060 человек.

 

Для создания необходимых условий получения качественного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья на территории автономного округа разработана и принята необходимая нормативно-правовая база:

  • Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.12.2005 № 115-оз «О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение в ХМАО-Югре».
  • Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.09.2013 №361-п «О государственной программе Ханты-мансийского автономного округа – Югры «Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы».
  • Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 №413-п «О государственной программе Ханты-мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы».
  • Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.04.2008 № 68-п «О правилах приема детей в государственные казенные организации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, реализующие в качестве основного вида деятельности адаптированные основные общеобразовательные программы» (в ред. от 10.12.2010 № 339-п, от 22.11.2013 № 492-п, от 14.08.2014 № 298-п).
  • Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.12.2013 № 543-п «Об утверждении Положения об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;
  • Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного 
  • округа – Югры от 05.09.2013 № 359-п «О порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ.
  • Приказ Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19.03.2014 № 3-НП «О центральной психолого-медико-педагогической комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (в ред. от 07.04.2015 № 1-нп, от 01.06.2015 № 4-нп).
  • Приказ Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 08.05.2014 № 5-НП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях»
  • Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.11.2011 №971 «Об организации дистанционного образования детей-инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре». 
  • Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры №437 от 20.05.2013 «Об утверждении Концепции организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
  • Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19.03.2014 № 301 «Об утверждении Плана-графика («дорожной карты») введения инклюзивного образования в образовательных организациях, реализующих программы общего образования, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2016 годы» (в ред. от 14.04.2015 №463, от 21.05.2015 №675,
    от 14.07.2015 № 988 ).
  • Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.01.2014 № 85 «Об организации деятельности Ресурсных центров по сопровождению образовательных организаций Ханты-Мансийского округа – Югры по вопросам инклюзивного образования».
  • Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.03.2015
    № 345 «Об утверждении плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (в ред. от 01.06.2015 № 757).
  • Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 08.08.2014 № 1042 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий».
  • Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.08.2014 № 1138 «Об утверждении примерных учебных планов общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, на 2014-2015 учебный год»

 

Для организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на территории Ханты-Мансийского
округа – Югры создана сеть образовательных организаций  (17 образовательных организаций), осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, где обучается 2237 человека, в т.ч. 848 детей-инвалидов.

Указанные образовательные организации реализуют адаптированные образовательные программы для детей со следующими нарушениями: 

  • для детей с умственной отсталостью функционируют 13 образовательных организаций;
  • для детей с задержанным развитием функционируют 1 образовательная организация;
  • для глухих и слабослышащих детей работают 2 образовательных организации; 
  • для детей с тяжелыми речевыми нарушениями и глухих детей создана и работает школа-детский сад.

В 8 образовательных организациях имеются интернаты, позволяющие обеспечить стационарное проживание детей с ограниченными возможностям здоровья.

 

В образовательных организациях, реализующих в качестве основного вида деятельности адаптированные образовательные программы, реализуются программы профессиональной подготовки для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья по следующим специальностям: «столяр», «слесарь-сантехник», «швея», «вязальщица трикотажных изделий, полотна», «плотник», «штукатур», «рабочий по обслуживанию и текущему ремонту помещений», «цветовод», «овощевод», «парикмахер», «повар» и др.

 

Дополнительным образованием охвачено 100% обучающихся. Особое место в дополнительном образовании уделяется занятиям по физической культуре и спорту. В каждой образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья действуют спортивные кружки и секции для занятий адаптивными видами спорта.

 

На реализацию мероприятий государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014 – 2020 годы» (далее – Программа) в 2015 году образовательным организациям, подведомственным Департаменту образования и молодежной политики автономного округа (далее – Образовательные организации), из средств бюджета автономного округа выделено – 15 371,9 тыс. рублей.

 

В 2015 году на приобретение комплектов специализированной учебной мебели для детей – инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата выделены средства из бюджета автономного округа в объеме 500,0 тыс. рублей двум образовательным организациям. Данные средства будут направление на приобретение комплектов специализированной учебной мебели для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата.

 

На приобретение спортивного оборудования для занятий адаптивными видами спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья 11 образовательным организациям выделены средства из бюджета автономного округа в объеме 9 026,9 тыс. рублей, в том числе на:

  • приобретение тренажеров;
  • приобретение кресел для релаксации;
  • приобретение спортивного инвентаря и оборудования для инвалидов-колясочников;
  • приобретение компьютерных игровых тренажеров.

На оснащение современным, специальным, в том числе реабилитационным, учебным, компьютерным оборудованием для создания универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов с обществом 7 образовательным организациям выделены средства из бюджета автономного округа в объеме 5 845,0 тыс. рублей в том числе на приобретение:

  • интерактивных столов;
  • учебного оборудования для инвалидов с нарушением зрения;
  • комплексов учебно-игровых средств  и др.

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в рамках интеграции детей с различными нарушениями развития в муниципальных общеобразовательных организациях созданы 123 специальных (коррекционных) класса, реализующих в качестве основного вида деятельности адаптированные основные общеобразовательные программы, в которых обучаются 1218 человек.

 

В 17 профессиональных образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и в трёх организациях высшего образования обучается 137 инвалидов, в том числе в профессиональных образовательных организациях – 103 инвалида и в организациях высшего образования – 34 инвалида.

 

Для создания условий получения инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в округе формируется сеть базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.

 

В 2014 году создана универсальная безбарьерная среда для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья в 40 общеобразовательных школах, в том числе для получения инклюзивного образования, что составляет 12,8 % от общего числа образовательных организаций.

 

К концу 2015 года для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья будет создана универсальная безбарьерная среда еще в 26 общеобразовательных школах, что составит 20 % от общего числа образовательных организаций.

 

В системе образования автономного округа дети-инвалиды дошкольного возраста, воспитываются в группах комбинированной и компенсирующей направленности дошкольных организаций.

 

На основании приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.03.2015 № 345 (в ред. от 01.06.2015 № 757) «Об утверждении  плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» утверждены 8 пилотных площадок по введению федерального государственного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 

На основании приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.01.2014 № 85 «Об организации деятельности Ресурсных центров по сопровождению образовательных организаций Ханты-Мансийского округа – Югры по вопросам инклюзивного образования» присвоен статус Ресурсного центра по сопровождению образовательных организаций Ханты-Мансийского округа – Югры по вопросам инклюзивного образования 8-ми государственным образовательным организациям.

 

Деятельность Ресурсных центров направлена на методическую помощь педагогическим работникам образовательных организаций автономного округа по овладению специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, на создание условий для получения педагогическими работниками теоретических и практических навыков осуществления образовательной деятельности по адаптированным основным общеобразовательным программам, на организацию методического сопровождения индивидуальных практик педагогов, работающих по адаптированным общеобразовательным программам, а также в сфере социализации и реабилитации обучающихся с ОВЗ.

 

С 2007 года Ханты-Мансийский автономный округ – Югра участвует в реализации Федеральной целевой программы по организации дистанционного обучения для детей - инвалидов, обучающихся на дому. Целью внедрения данного проекта является содействие в обеспечении доступности, качества и эффективности образовательных услуг в системе поддержки базового и дополнительного образования.

 

В рамках государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе на 2014-2020 годы» для организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в 2015 году выделено 3 000,00 тыс. рублей на приобретение оборудования и оплаты контента для использования дистанционных технологий обучения и приобретения современного специализированного оборудования для реализации адаптированных образовательных программ. Созданы условия для 440 человек, что составляет 100% от потребности.