Вы используете устаревший браузер — установите современный.
 /  Образование в Югре  /  Образование для лиц с особыми образовательными потребностями

Образование для лиц с особыми образовательными потребностями


 

 

 

 Информационная справка

об исполнении мероприятий Межведомственных комплексных планов по вопросу образования инвалидов (детей-инвалидов) и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

(по состоянию на 1.01.2018)

 

  1. Информация об исполнении мероприятий межведомственных планов общего и дополнительного образования:

 

 п/п  

Наименование мероприятий

 Реализация мероприятий

1.

Реализация плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС ОВЗ и ФГОС ОУО соответственно).

С 1 сентября 2016 года во всех общеобразовательных организациях автономного округа реализуются федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС ОВЗ и ФГОС ОУО).

2.

Предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов на реализацию мероприятий по созданию в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную

деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра ежегодно заключает Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету автономного округа на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, с целью создания в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры условий для получения детьми-инвалидами качественного образования.

В 2016 году – Соглашение от 22.06.2016 № 16-С-13-ГП-12;

в 2017 году – Соглашение от 10 февраля 2017 года № 149-08-161.  

За счет средств субсидий федерального бюджета и бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:

-приобретены сенсорные моноблоки, мультимедийные системы, интерактивные доски, интерактивные столы, комплекс для кабинета психолога, короткофокусный проектор (2016 год);

-оснащены кабинеты дефектолога в образовательных организациях и проведены мероприятия по дооборудованию и адаптации образовательных организаций для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (2017 год).

3.

Проведение ежегодного Всероссийского конкурса «Лучший по профессии» среди обучающихся с ОВЗ

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра ежегодно принимает участие во Всероссийском конкурсе «Лучший по профессии» среди обучающихся с ОВЗ.

В 2016 году в конкурсе приняли участие обучающиеся казенного образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 2» и казенного образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» в номинациях «Столяр», «Швея».

По результатам проведения Конкурса все участники награждены грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации за участие.

Байкуатов Шамиль, обучающийся казенного образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 2», награжден дипломом Министерства образования и науки Российской Федерации за занятое первое место среди обучающихся с интеллектуальными нарушениями по виду трудовой деятельности «Столярное дело» (номинация: «Столяр»).

Зубарева Дарья, обучающаяся казенного образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» награждена дипломом Министерства образования и науки Российской Федерации за занятое третье место по виду трудовой деятельности «Швейное дело» (номинация: «Швея»).

Учителям за качественную подготовку участников Конкурса Министерством образования и науки Российской Федерации объявлена благодарность.

В 2017 году в конкурсе приняли участие обучающиеся трех образовательных организаций автономного округа, реализующих в качестве основного вида деятельности адаптированные общеобразовательные программы: казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутская школа с профессиональной подготовкой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 2».

По результатам Конкурса обучающиеся казенного общеобразовательного учреждения «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 2»: Шумилин Александр занял 2-е место в номинации «Столярное дело», Буржумова Афият вошла в 20-ку сильнейших в номинации «Швейное дело».

Дипломом лауреата за высокий уровень выполнения конкурсных заданий награждены обучающиеся казенного общеобразовательного учреждения «Сургутская школа с профессиональной подготовкой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»: Ключникова Виктория в номинации «Швейное дело и технология моды» и Крупин Никита в номинации «Столярное дело».

4.

Реализация плана мероприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года

 

Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Департамент) разработан и реализуется план мероприятий по развитию системы ранней помощи в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период до 2020 года, утверждённый приказом Департамента от 24.08.2017 № 1273.

В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.07.2013
№ 281-п «Об оказании методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, в том числе в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях» на территории автономного округа функционирует 342 консультационных пункта (центра) на базе образовательных организаций, в которых проводится работа с родителями (законными представителями) по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, а также коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия, психологические тренинги с детьми и семьями.

В 2017 году услугами консультационных пунктов (центров) воспользовались 7 503 семьи, имеющие детей с ОВЗ, в том числе 3989 семей, имеющих детей в возрасте до трех лет.

С целью оказания услуг ранней помощи на базе дошкольных образовательных организаций, расположенных на территории автономного округа, функционируют:

группы ранней помощи (на 01.12.2017 услугами групп ранней помощи воспользовались 719 семей, имеющих детей дошкольного возраста);

лекотеки.

В целях осуществления информационного обеспечения на базе дошкольных образовательных организаций, расположенных на территории автономного округа, проводится работа по организации: родительских собраний, тренингов, занятий с родителями и педагогами, семинары-практикумы.

В оказании услуг ранней диагностики, социализации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (в возрасте до 6 лет) участвуют негосударственные (немуниципальные) организации, оказывающие услуги ранней диагностики, социализации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (в возрасте до 6 лет) Негосударственные (немуниципальные) организации имеются

в: г. Нижневартовске, г. Сургуте, г. Урае, г. Югорске, Сургутском районе.

Информационная поддержка семей, воспитывающих детей, имеющих особенности развития, в том числе по вопросам развития ранней помощи   осуществляется путем размещения информации различной направленности на сайте Департамента в разделе «Образование для лиц с особыми образовательными потребностями», в который включен подраздел «Информация для родителей и детей с особыми образовательными потребностями».

На официальном сайте ГОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет» функционирует информационно образовательный кластер «Ресурсный центр», который состоит из следующих разделов: «Правовой навигатор», «Образовательный навигатор», «Пилотные центры», «Семейный навигатор», «Консультации», осуществляется регулярное пополнение содержания разделов.

В разделе «Семейный навигатор» созданы рубрики: «Родителям «Особого ребенка», «Детям».

Во исполнение приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.06.2017 №486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм», в соответствии с приказом Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.10.2017 № 1578
«Об организации работы по разработке перечня мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации, мероприятий по общему и профессиональному образованию, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида» в 2017 году обеспечена разработка перечня мероприятий, в части психолого-педагогической реабилитации или абилитации, по 4037 индивидуальным программам реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, в 2016 году - по 3432 индивидуальным программам.

5.

Проведение ежегодного Всероссийского конкурса "Психолог года"

Победители региональных этапов Всероссийского конкурса    ежегодно принимают участие во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Педагог-психолог России».

6.

Поведение курсов повышения квалификации, семинаров, конференций для педагогов и специалистов образовательных организаций по вопросам реализации ФГОС ОВЗ и ФГОС ОУО

В 2017 году на базе Автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» (далее – Институт развития образования) 734 педагога образовательных организаций автономного округа, работающих с детьми-инвалидами и с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прошли курсы повышения квалификации по программам:

«Организация образовательного процесса в условиях реализации ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (131 педагог);

«Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы» (223 педагогических работника);

«Особенности деятельности специалистов сопровождения при включении детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в общеобразовательных организациях» (117 педагогов);

«Психолого-педагогические технологии организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья» (156 педагога);

 «Образовательные и реабилитационные методики работы с детьми и подростками с расстройствами аутистического спектра» (107 педагога).

В 2017 году на базе бюджетного учреждения высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный педагогический институт» 246 педагогов образовательных организаций автономного округа, работающих с детьми-инвалидами и с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прошли курсы повышения квалификации по программам:

«Методические и содержательные аспекты образования в условиях введения ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (96 педагогов);

«Организация образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС НОО» (105 педагогов);

«Требования к структуре, содержанию и условиям реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (45 педагога).

Также для педагогов образовательных организаций автономного округа, работающих с детьми-инвалидами и с детьми с ограниченными возможностями здоровья Институтом развития образования проведены семинар на тему «Учебно-методическое сопровождение образования детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями стандартов образования обучающихся с ОВЗ» и окружная Конференция по вопросам организации образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2017 году, в которых приняли участие 294 человека.

7.

Организация подготовки специалистов
(тьюторов) региональных институтов
развития образования, институтов повышения
квалификации по вопросам организации
инклюзивного образования детей-инвалидов

На базе государственного автономного образовательного учреждения высшего образования г. Москвы «Московский городской педагогический университет» в период со 2 сентября по 30 сентября 2016 года 3 специалиста Автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» прошли курсы повышения квалификации по программе «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов в образовательных организациях».

В период с 22 августа по 2 сентября 2016 года 24 педагога, работающие с детьми-инвалидами и с детьми с ограниченными возможностями здоровья, направлены на курсы повышения квалификации, организованные Федеральным государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (г. Москва), по программе «Деятельность тьюторов в условиях модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и адаптированными образовательными программам и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

8.

Проведение повышения квалификации специалистов психолого-медико-педагогических комиссий (далее – ПМПК) по использованию новых классификаций и критериев, позволяющих определить основания для подтверждения статуса «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» для формирования заключений ПМПК

 

В 2017 году на базе Института развития образования 215 специалистов территориальных психолого-медико-педагогических комиссий (далее – ПМПК) автономного округа прошли курсы повышения квалификации по программе «Современные подходы к проведению комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей».

На указанных курсах повышениях квалификации рассмотрены в том числе вопросы по использованию новых классификаций и критериев, позволяющих определить основания для подтверждения статуса «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» для формирования заключений ПМПК.

Для специалистов ПМПК Институтом развития образования также проведены семинары, в которых приняли участие 215 человек, по следующим темам:

«Актуальные вопросы деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в условиях реализации современной образовательной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

«Соблюдение единых требований к формулированию заключений специалистов в системе психолого-медико-педагогических комиссий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

«Совершенствование деятельности специалистов ПМПК в повестке актуальной образовательной политики».

9.

Проведение ежегодного всероссийского конкурса «Лучшая Инклюзивная школа России»

Во Всероссийском конкурсе «Лучшая Инклюзивная школа России» в 2016 году приняли участие две образовательных организации - победители регионального этапа Конкурса.

В 2017 году приняли участие пять образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – победители регионального этапа Конкурса.

Лауреатами второго этапа Конкурса стали:

-в номинации «Лучший ресурсный центр по инклюзивному образованию – муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4, г. Ханты-Мансийск;

-в номинации «Лучшие практики профориентационной работы в инклюзивной школе» – казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутская школа с профессиональной подготовкой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», г. Сургут.

10.

Проведение мониторинга по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов 
и предоставляемых услуг в образовательных организациях субъектов Российской
Федерации

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре утверждены и реализуются план мероприятий («Дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее – дорожная карта автономного округа) (постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.01.2017 № 22-п), приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее - Департамент) от 30.06.2016 № 1067 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Для достижения показателей дорожной карты автономного округа в рамках государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016-2020 годы» выделяются финансовые средства образовательным организациям, подведомственным Департаменту образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

По состоянию на 31.12.2017 в автономном округе создана универсальная безбарьерная среда для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для получения инклюзивного образования в 113 образовательных организациях:

- в 2014 году - 39 общеобразовательных организациях и 1 образовательной организации санаторного типа, что составляет 12,8 % от общего числа образовательных организаций;

- в 2015 году – в 26 общеобразовательных школах (20 %);

- в 2016 году – в 4 образовательных организациях, реализующих в качестве основного вида деятельности адаптированные общеобразовательные программы (21,4 %), в 19 организациях дошкольного образования (16 %), в 24 организациях дополнительного образования (13,3 %):

- в 2017 году - в 4-х образовательных организациях, реализующих в качестве основного вида деятельности адаптированные общеобразовательные программы, 1 организации дополнительного образования, что составляет 15,9 % от общего числа образовательных организаций.

Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2016, 2017 годах обеспечено достижение запланированных значений показателей доступности.

11.

Анализ работы субъектов Российской ежегодно Федерации по реализации планов («дорожных карт») по повышению показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в образовательных
организациях

В автономном округе реализуются план мероприятий («Дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – дорожная карта автономного округа) (постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.01.2017 № 22-п), план мероприятий («дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (приказ Департамента от 30.06.2016 № 1067). Также Департаментом издан приказ от 14.11.17 № 1682 «Об утверждении ответственных лиц за внесение информации о доступности государственных объектов в сфере образования для маломобильных групп населения в Публичном уровне Территориальной информационной системы Югры». Указанным правовым актом руководителям муниципальных органов, осуществляющим управление в сфере образования, руководителям организаций, подведомственных Департаменту, рекомендовано обеспечить размещение сведений, содержащихся в паспортах доступности, в Территориальной информационной системе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ТИС Югры).

Для достижения показателей дорожной карты автономного округа в 2017 году выделены средства из бюджета автономного округа образовательным организациям, подведомственным Департаменту, в рамках государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016-2020 годы» на сумму 73 500,0 тыс. руб.

В ходе реализации дорожной карты автономного округа в 2017 году достигнуты следующие показатели:

-удельный вес введенных с 1 июля 2016 года в эксплуатацию объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, в которых предоставляются услуги населению, а также используемых для перевозки населения транспортных средств, полностью соответствующих требованиям доступности для инвалидов (от общего количества вновь вводимых объектов и используемых для перевозки населения транспортных средств), в сфере образования составляет 100%;

- удельный вес существующих объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, которые в результате проведения после 1 июля 2016 года капитального ремонта, реконструкции, модернизации полностью соответствуют требованиям доступности для инвалидов (от общего количества объектов, прошедших капитальный ремонт реконструкцию, модернизацию), в сфере образования составляет 100%;

- увеличение удельного веса объектов, на которых обеспечиваются условия индивидуальной мобильности инвалидов и возможность для самостоятельного их передвижения по зданию (при необходимости - по территории объекта), в сфере образования от общей численности объектов, на которых инвалидам предоставляются услуги, составляет 30,6 %;

- удельный вес объектов, на которых обеспечено сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи (от общей численности объектов, на которых инвалидам предоставляются услуги), в сфере образования составляет 100%;

- увеличение удельного веса объектов с надлежащим размещением оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам (местам предоставления услуг) с учетом ограничений их жизнедеятельности (от общей численности объектов, на которых инвалидам предоставляются услуги), в сфере образования составляет 21,3 %;

- увеличение удельного веса объектов, на которых обеспечено дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне (от общей численности объектов, на которых инвалидам предоставляются услуги), в сфере образования

составляет 16 %;

- увеличение удельного веса услуг, предоставляемых с использованием русского жестового языка сурдопереводчиком и тифлосурдопереводчиком от общего количества предоставляемых услуг, в сфере образования составляет 6 %;

- доля работников организаций, на которых административно-распорядительным актом возложено оказание инвалидам помощи при предоставлении им услуг (от общего количества сотрудников персонала, предоставляющих данные услуги населению), в сфере образования составляет 100%;

- увеличение удельного веса транспортных средств, используемых для предоставления услуг населению, соответствующих требованиям по обеспечению их доступности для инвалидов (от общего количества транспортных средств, на которых осуществляются перевозки пассажиров), в сфере образования составляет 47,8 % (приобретены автотранспортные средства);

- увеличение доли детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста составляет 97 %;

- увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста составляет 35 %;

- увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей-инвалидов данного возраста составляет 85 %;

- доля инвалидов, получающих образование на дому, в том числе дистанционно, от общего числа обучающихся инвалидов, нуждающихся в получении образования на дому, в том числе дистанционно, составляет 100 %;

- доля педагогических работников образовательных организаций, прошедших специальную подготовку для работы с инвалидами, от общего числа педагогических работников образовательных организаций составляет 13 %;

- численность подготовленных для работы с инвалидами тьюторов, помощников, посредников в расчете на определенное количество (10 чел.) обучающихся инвалидов составляет 3,5 %;

- доля образовательных организаций, в которых обеспечены специальные условия для получения образования инвалидами и другими обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, предусмотренные частью 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от общего количества образовательных организаций составляет 26%;

- удельный вес приспособленных для обучения инвалидов (по зрению, слуху, инвалидов с нарушением функции опорно-двигательного аппарата) аудиторий и иных помещений от общего числа аудиторий и помещений в образовательных организациях составляет 16,8%.

В 2017 году показатели, установленные дорожной картой автономного округа, достигнуты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. II. Информация об исполнении мероприятий межведомственных планов в части образования инвалидов, обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:

№ п/п

Наименование мероприятия

Реализация мероприятия

1.

Профессиональная ориентация детей-инвалидов, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – лица с ОВЗ)

На базе профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры созданы Центры содействия трудоустройству выпускников, одним из направлений деятельности которых является профессиональная ориентация, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

С целью оптимального выбора инвалидом специальности (профессии) и социальной адаптации в обществе Центры содействия трудоустройству проводят индивидуальные консультации студентов и выпускников по вопросам трудоустройства, составлению резюме, изучение некоторых нормативных правовых актов в области трудоустройства, содействуют закреплению на рабочих местах, взаимодействуют с центрами занятости населения.

В своей деятельности центр охватывает весь комплекс направлений профориентационной работы со студентами, начиная от формирования контингента, выпуска студентов и обратной связи с выпускниками.

При распределении обучающихся по местам прохождения практики учитываются потребности и возможности предприятий для дальнейшего трудоустройства выпускников из числа инвалидов.

Приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.10.2017 № 1663 «Об организации мониторинга постшкольного и постидипломного сопровождения и адаптации выпускников, в том числе детей-инвалидов, инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья» предусмотрены следующие мероприятия, направленные на обеспечение трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, завершивших обучение по основным профессиональным образовательным программам:

обеспечение постдипломного сопровождения и адаптации выпускников образовательных организаций автономного округа, в том числе детей-инвалидов, инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья в течение календарного года со дня их выпуска из образовательной организации;

разработка и реализация образовательными организациями профессионального образования программ постдипломного сопровождения и адаптации выпускников образовательных организаций автономного округа, в том числе детей-инвалидов, инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Совместным приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.07.2017
№ 1096/217/614-р утвержден комплексный план мероприятий по содействию трудоустройству и постдипломному сопровождению выпускников образовательных организаций, в том числе с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на 2017-2020 годы, включающий также профориентационные мероприятия.

С 2016 года Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры проводится чемпионат профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс». Цель: профориентация, мотивация, социализация и трудоустройство инвалидов с различными нозологиями.

Первый региональный отборочный этап Национального Чемпионата конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» (далее – региональный этап Чемпионата) состоялся в октябре 2016 года в городе Сургуте. В нем приняли участие 41 человек категории «школьники» и «студенты».

По итогам регионального этапа Чемпионата 4 студента приняли участие во II Национальном чемпионате Абилимпикс в ноябре 2016 года в г. Москве.

В 2017 году состоялся II региональный этап Чемпионата в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. В конкурсных соревнованиях принимали участие 58 человек. В III Национальном Чемпионате в г. Москве в декабре 2017 года приняли участие 10 победителей регионального этапа Чемпионата.

2.

Инклюзивное профессиональное образование и создание специальных условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ, в том числе сопровождение инвалидов молодого возраста при получении профессионального образования

В образовательных организациях профессионального образования в соответствии с основными нормативными документами регионального и федерального уровня разработаны локальные нормативные акты, регламентирующие работу с инвалидами и лицами с ОВЗ; ведется учет инвалидов и лиц с ОВЗ на этапах их поступления, обучения и трудоустройства; осуществляется дополнительная подготовка преподавателей с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц с ОВЗ, специфике приема-передачи учебной информации.

В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 октября 2013 года 413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016-2020 годы» осуществляется оплата обучения и возмещение затрат на оплату обучения студентам из числа инвалидов. В 2017-2018 учебном году их количество составляет 18 человек.

В соответствии с мероприятием 2 «Обеспечение доступности предоставляемых инвалидам услуг с учетом имеющихся у них нарушений» государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016 – 2020 годы» образовательные организации профессионального образования оснащены:

  • спортивным оборудованием для занятий адаптивными видами спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья:

в 2014 году 7 образовательных организаций профессионального образования на общую сумму 3 318 500 рублей,

в 2015 году – 13 образовательных организаций профессионального образования на общую сумму 13 614 100 рублей.

в 2016 году – 6 образовательных организаций профессионального образования на общую сумму 2 500 000 рублей.

  • современным, специальным, в том числе реабилитационным, учебным, компьютерным оборудованием для создания универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов с обществом, и приобретение комплектов специализированной учебной мебели для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата:

в 2016 году были оснащены 3 образовательные организации профессионального образования, на общую сумму 10 000 000 рублей

в 2017 году оснащены 5 образовательных организаций профессионального образования на общую сумму 5 500 000 рублей.

3.

Создание в Субъектах Российской Федерации базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного среднего профессионального образования

Статус базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов (БПОО) (Ресурсного центра) установлен БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» в 2016 году (приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.08.2016 года №1280).

Ресурсный центр создан для реализации модели БПОО, решающей следующие задачи:

  1. Разработка эффективных моделей обучения инвалидов применительно к конкретным программам среднего профессионального образования (СПО) по востребованным и перспективным для экономики региона специальностям, в том числе методических рекомендаций по профессиональному образованию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
  2. Организация повышения квалификации, в том числе в форме стажировок, работников СПО округа в БПОО по вопросам инклюзивного образования.
  3. Организация и проведение олимпиад, конкурсов, мероприятий регионального уровня на базе БПОО.
  4. Организация и проведение общественно-значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики: круглые столы, семинары, научно-практические конференции по актуальным вопросам общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ.
  5. Профессиональная ориентация инвалидов, их профессиональное образование по востребованным и перспективным для экономики региона специальностям. Содействие в трудоустройстве инвалидов (в том числе на специальных рабочих местах), помощь в производственной адаптации.

За 2016-207 гг. в БПОО проведен значительный объем работ по обеспечению необходимых условий доступности зданий и помещений для инвалидов и лиц с ОВЗ с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.

На территории БПОО: до входа в здание выложена тактильная плитка для передвижения слабовидящих и незрячих; обустроены площадки для стоянки транспорта инвалидов. При входе в учреждение: установлены пандусы, специальные перила, кнопка вызова персонала; автоматические раздвижные двери. На путях следования выполнена контрастная маркировка желтыми полосами или кругами, установлены световые маяки, приобретены гусеничные подъемники, телескопические и перекатные пандусы, инвалидные коляски, устройство для пересаживания лиц с ОВЗ, установлены пристенные поручни, тактильные таблички, знаки, информационные наклейки, для лиц с ОВЗ оборудованы санузлы в соответствии с требованиями, приобретено оборудованное транспортное средство.

Приобретено оборудование, программное обеспечение для обучающихся с учетом нозологий:

для обеспечения безбарьрной слуховой среды:

- система организации равномерного звукового поля,

- аудиосистема;

для обучающихся с нарушением зрения:

- экранный доступ с синтезом речи, позволяющий текст, подаваемый на экране персонального компьютера, озвучивать,

- компьютер, оснащенный дисплеем для вывода информации рельефно-точечным шрифтом,

- читающая машина,

- устройство создания рельефной графики для тактильного восприятия;

для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- системные блоки в комплекте с клавиатурой и оптической мышью (адаптированные для лиц с нарушения опорно-двигательного аппарата),

- сенсорные устройства ввода для облегчения взаимодействия с компьютерной техникой,

- специализированный манипулятор управления с выносными кнопками.

Оборудование используется преподавателями колледжа в образовательном процессе, что позволяет повысить уровень включенности студентов в образовательный процесс, их учебной активности, способствует их личностному развитию.

28 сентября 2017 года БПОО были организованы и проведены тренировочные площадки конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс», 19-20 октября 2017 года – региональный отборочный этап Национального Чемпионата конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» (далее – Чемпионат). В конкурсах Чемпионата приняли участие 58 обучающихся, студентов, специалистов из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, 58 экспертов конкурсов, 50 волонтеров, более 50 человек организаторов, представители работодателей, общественных организаций. На Национальном Чемпионате конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» в Москве 01-02 декабря 2017 года участники Югры получили одну золотую и две бронзовых медали.

Одна из ключевых задач деятельности Ресурсного центра – повышение квалификации, в том числе в форме стажировок, для работников организаций среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по вопросам инклюзивного образования.

В 2017 году в рамках деятельности Ресурсного центра в БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» организованы и проведены курсы повышения квалификации по вопросам общего и профессионального инклюзивного образования. Курсовой подготовкой по программам повышения квалификации охвачены 100 педагогических работников учреждений общего и профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В рамках соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
от 11 июля 2016 года № 06.G 28.24.0036 в 2016 году из федерального бюджета бюджету Ханты-Мансийского автономного округа – Югры предоставлена субсидия в размере 15 224 700 рублей в целях создания в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов.

Средства субсидии направлены:

- на обеспечение доступности предоставляемых инвалидам услуг с учетом имеющихся у них нарушений (в соответствии с мероприятием 6 государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016 – 2020 годы»);

- на повышение квалификации, переподготовку и проведение стажировок по тематике инклюзивного образования сотрудников базовой организации (в соответствии с мероприятием 6 государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016 – 2020 годы»).

В целях софинансирования федеральной субсидии в 2016 году из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры были выделены денежные средства в размере 6 561 000 рублей.

Данные средства направлены:

- на обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа посредством проведения комплекса мероприятий по дооборудованию и адаптации объектов (в соответствии с мероприятием 1 государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016 – 2020 годы»).

- на приобретение автотранспортного средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья (в соответствии с мероприятием 2 государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016 – 2020 годы» было израсходовано 2 500 000 рублей).

В 2017 году из федерального бюджета выделено 646 700 рублей в рамках соглашения о предоставлении субсидии бюджету Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18 февраля 2017 года № 074-08-140; на софинансирование федеральной субсидии из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры выделены денежные средства в размере 2 756 984 рубля.

Данные средства направлены:

- на повышение квалификации, переподготовка и проведение стажировок по тематике инклюзивного образования сотрудников базовой организации (на общую сумму 219 600 рублей в соответствии с мероприятием 6 государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016 – 2020 годы»).

- на обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа посредством проведения комплекса мероприятий по дооборудованию и адаптации объектов (на общую сумму 2 662 962 рубля в соответствии с мероприятием 1 государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016 – 2020 годы»).

- на закупку образовательных программ, учебно-методических материалов, программного обеспечения для целей инклюзивного профессионального образования (на общую сумму 521 121 рубль в соответствии с мероприятием 6 государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016 – 2020 годы»).

4.

Мониторинг установления повышающего коэффициента к нормативам затрат, отражающих особенности обучения студентов и инвалидностью и ОВЗ различных нозологических групп в федеральных профессиональных образовательных организациях

Департаментом образования и молодежной политики автономного округа заполнена анкета, расположенная по адресу:

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdqzOvHRjx6CfGh1Te5aZcTwPKQ0Zlt9MY39qlYCAUlHMXIoQ/viewform.

Дополнительно сообщаю, что в соответствии с приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28 сентября 2015 года № 1345, при расчёте нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования – программ подготовки специалистов среднего звена и программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, основных образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, ординатуры, и программ послевузовского профессионального образования в интернатуре применяется отраслевой корректирующий коэффициент, отражающий особенности оказания государственной услуги в отношении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся являющихся инвалидами или детьми инвалидами.

Значение и порядок применения указанного коэффициента, утверждены приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28 сентября 2015 года № 1349.

5.

Мониторинг деятельности профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования по вопросам приема инвалидов, обучения студентов с инвалидностью и обеспечения для студентов с инвалидностью специальных условий для получения образования, трудоустройства лиц с инвалидностью и ОВЗ

Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с 2013 года ежеквартально проводится мониторинг деятельности профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования по вопросам приема инвалидов, обучения студентов с инвалидностью и обеспечения для студентов с инвалидностью специальных условий для получения образования, трудоустройства лиц с инвалидностью и ОВЗ. В сентябре 2016 года в соответствии с письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01.09.2016 № 13-1/10/п-5470, на основании письма Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования автономного округа (далее – образовательные организации) были разработаны планы реализации мероприятий по сопровождению инвалидов молодого возраста при получении профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве (далее – Планы мероприятий).

Отчеты по Планам мероприятий направляются образовательными организациями в Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в установленные сроки.

В 2017-2018 учебном году в 3 образовательных организациях высшего образования и 19 профессиональных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, обучаются 259 студентов из числа инвалидов, из них:

получают высшее образование 63 человека;

обучаются по образовательным программам подготовки специалистов среднего звена 116 человек;

обучаются по образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих 58 человек;

профессиональную подготовку по профессиям рабочих, должностям служащих проходят 22 человека из числа инвалидов.

Ежеквартально проводится мониторинг количества принятых на первый курс абитуриентов, выпускников и их трудоустройства.

По данным мониторинга в 2017 году количество выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования составило 55, из них трудоустроены – 31, в том числе на оборудованные (оснащенные) рабочие места – 4 человека.

Причины, по которым выпускники профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования не были трудоустроены:

  • продолжают обучение – 10 чел;
  • проходят курс лечения – 5 чел.;
  • выезд за пределы округа – 2 чел.;
  • рассматривают предлагаемые вакансии – 2 чел.;
  • не могут трудоустроиться по состоянию здоровья – 5 чел.

В профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по состоянию на 1 декабря 2017 года трудоустроены 67 инвалидов.

В 2017 году количество принятых на первый курс в профессиональные образовательные организации составило 99 человек, в образовательные организации высшего образования принято 23 человека.

6.

Организация работы «горячей линии» Минобрнауки России и Рособрнадзора по вопросам приема в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования инвалидов и лиц с ОВЗ

Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры организована работа «горячей линии» по вопросам приема в профессиональные образовательные организации и организации высшего образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Информация о работе «горячей линии» была направлена в Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Муниципальные органы управления образованием Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

За период приемной компании 2017 года по телефонам «горячей линии» за консультацией обратились более 35 человек (из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов или их родителей/представителей) по следующим вопросам:

  • особенности проведения вступительных испытаний для поступающих из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья;
  • организация оплаты обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;
  • организация сопровождения инвалидов при получении ими профессионального образования;
  • специальности, направления подготовки;
  • особенности организации содействия трудоустройству выпускников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • материальная помощь;
  • предоставление общежития для иногородних студентов.

7.

Проведение семинаров (вебинаров) для педагогических работников и родителей по вопросам профессиональной ориентации и получения услуг среднего профессионального и высшего образования для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ

30 мая 2017 года на базе Министерства образования и науки Российской Федерации состоялся вебинар по вопросу деятельности Базовых профессиональных образовательных организаций, созданных в рамках реализации мероприятия Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297 (далее – вебинар).

В вебинаре приняли участие представители базовой профессиональной образовательной организации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов (бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»).

На базе бюджетного учреждения профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» проведены методические мероприятия по актуальным вопросам профессионального инклюзивного образования: семинары, конференции, круглые столы с участием представителей учреждений общего и профессионального образования, родителей (законных представителей) студентов, волонтеров, представителей общественных организаций инвалидов:

15 июня 2017 года – круглый стол «Актуальные вопросы состояния социального волонтерства в Югре» (участников – 50 человек);

28 сентября 2017 года – семинар – практикум «Оказание помощи и сопровождения инвалидам различных нозологий» (участников – более 100 человек);

20 октября 2017 года – круглый стол «Социальная реабилитация инвалидов, повышение мотивации к трудовой деятельности» (участников – 35 человек);

7-8 декабря 2017 года – Региональная научно-практическая конференция Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Актуальные вопросы общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» (участников – 80 человек).

Конференция проводилась совместно Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и ресурсным центром (базовой профессиональной образовательной организацией, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования) БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж».

В рамках Конференции была организована работа по следующим направлениям:

  • актуальные вопросы инклюзивного образования инвалидов и лиц с ОВЗ в общеобразовательных организациях;
  • организация электронного обучения и использование цифровых образовательных ресурсов при инклюзивном обучении инвалидов по программам профессионального и общего образования;
  • организация инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ по специальностям педагогического профиля и в сфере музыкального образования;
  • актуальные вопросы разработки и реализации адаптированных образовательных программ;
  • развитие социокультурной среды образовательной организации, обеспечивающей социальную адаптацию обучающихся инвалидов (в т. ч. в контексте деятельности педагогов-психологов, социальных педагогов, иных специалистов по развитию социокультурной среды).

15 декабря 2017 года проведен практико-ориентированный семинар «Психологические аспекты готовности педагогов к реализации инклюзивной практики».

Организаторами семинара являлись Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования».

Цель семинара: повышение уровня психологической готовности педагогов к реализации инклюзивного образования, формирование профессиональных установок на принятие детей с различными типами нарушений, готовности включать детей с особыми образовательными потребностями в совместную деятельность со сверстниками.

Место проведение г. Ханты-Мансийск.

16 декабря 2017 года проведен практико-ориентированный семинар «Детство без границ».

Цель семинара: повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида с тяжелыми и множественными нарушениями развития, привлечение родителей к коррекционно-абилитационному периоду и воспитательному процессу.

Участники: родители, законные представители обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, руководители методических объединений, педагоги, специалисты служб сопровождения.

Место проведение г. Ханты-Мансийск.

8.

Повышение квалификации педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования по вопросам работы со студентами с инвалидностью и ОВЗ

В соответствии с мероприятием 4.2. «Обучение сурдопереводчиков, тифлопедагогов, тьютеров, в том числе обучение на базовом уровне специалистов, оказывающих государственные услуги населению, русскому жестовому языку» перечня программных мероприятий государственной программы «Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016 – 2020 годы» в 2017 году из бюджета автономного округа выделено 1 317 600 рублей на организацию курсов повышения квалификации педагогических работников автономного округа.

По состоянию на 1 декабря 2017 года курсы повышения квалификации по образовательным программам: «Сурдоперевод» и «Сурдопедагогика» прошли более 150 человек, из них преподавателей системы профессионального образования – 20 человек.

В соответствии с мероприятием 6 «Создание базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов» государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016 – 2020 годы» выделены денежные средства в сумме 219 600 рублей на повышение квалификации, переподготовку и проведение стажировок по тематике инклюзивного образования сотрудников бюджетного учреждения профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» – базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов. По состоянию на 1 декабря 2017 года обучение прошли 25 человек.

Во исполнение подпункта 2.2 пункта 2 раздела II протокола расширенного заседания Совета по вопросам образования при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе от 13 декабря 2016 года № 1 Организациями высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры предусмотрено включение в курсы переподготовки и повышения квалификации модулей, касающихся работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Бюджетным учреждением высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия» включены модули, касающихся работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в программу повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья».

В федеральном государственном бюджетном учреждении высшего образования «Нижневартовский государственный университет» обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется по программам различной направленности, в том числе и социально-педагогической. В 16 программах переподготовки и 12 программах курсов повышения квалификации по педагогическому направлению включены разделы и темы, связанные с обучением детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта.

В бюджетном учреждении высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный университет» имеется 5 программ повышения квалификации, направленные на формирование компетенций по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В бюджетном учреждении высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный педагогический университет» (далее – СурГПУ) программы профессиональной переподготовки «Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Сурдопедагогика», «Тифлопедагогика», в силу заявленной темы, в целом направлены на формирование компетенций по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

За 2016-2017 гг. в 5 программ профессиональной переподготовки были добавлены учебные курсы (модули) «Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья». В 63 программы повышения квалификации добавлены учебные модули (темы), касающиеся работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, 18 программ повышения квалификации, в силу заявленной темы, в целом направлены на формирование компетенций по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

С 2017 года в деятельность университета в области дополнительного профессионального образования профессорско-преподавательского состава включено приоритетное направление повышения квалификации «Организация инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». За 2017 г. на базе университета прошли обучение 82 человека (преподаватели и магистранты педагогических специальностей) по программам «Методические и содержательные аспекты образования в условиях ФГОС обучающихся с ОВЗ» и «Сурдоперевод».

В 2016 года на базе СурГПУ создан и эффективно действует региональный «Ресурсный центр образовательных технологий по работе с детьми, имеющими особенности развития». Центр в рамках своей деятельности осуществляет научно-методическое сопровождение реализации дополнительных профессиональных программ университета по вопросам работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

 

Информационная справка об образовании лиц с ОВЗ и детей-инвалидов 2016-2017 учебном году

 

 

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее – автономный округ) возможность получения непрерывного образования обеспечена для всех категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

В образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры всего 9217 человека с ограниченными возможностями здоровья и 2986 детей-инвалидов и инвалидов, из них:

дошкольные образование - 4999 детей с ограниченными возможностями здоровья и 925 ребенок-инвалид;

общее образование - 4218 детей с ограниченными возможностями здоровья и 1861 ребенка-инвалида;

профессиональное образование - 200 детей-инвалидов и инвалидов.

В общеобразовательных организациях, расположенных на территории автономного округа, дети с особенностями развития обучаются как в общеобразовательных организациях совместно с развивающимися в норме сверстниками, так и в специальных образовательных организациях.

Для детей с особенностями развития в системе образования автономного округа предоставляется возможность получать образование:

  1. В государственных казенных общеобразовательных организациях, реализующих в качестве основного вида деятельности адаптированные образовательные программы (18 учреждений), где обучается 2138 человека, в т.ч. 892 ребенка-инвалида.

Указанные образовательные организации реализуют адаптированные образовательные программы для детей со следующими нарушениями:

- для детей с умственной отсталостью - 13 образовательных организаций, 10 из которых реализуют программы профессиональной подготовки для детей-инвалидов и детей с ОВЗ;

- для детей с задержкой психического развития - 1 образовательная организация;

- для глухих и слабослышащих детей - 2 образовательных организации;

- для детей с тяжелыми речевыми нарушениями и глухих детей - 1 школа-детский сад.

В 8 образовательных организациях имеются интернаты, позволяющие обеспечить стационарное проживание детей с ОВЗ.

По итогам 2016-2017 учебного года 48 выпускникам с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по итогам трудового обучения присвоен квалификационный разряд, 120 выпускникам выдано свидетельство об обучении, 12 выпускникам выданы характеристики с перечнем работ, которые они способны выполнять самостоятельно;

  1. В муниципальных общеобразовательных организациях:

- в 117 специальных (коррекционных) классах, реализующих в качестве основного вида деятельности адаптированные основные общеобразовательные программы, обучаются 1272 человека,
в т.ч. 116 детей-инвалидов;

- в 55 классах для детей с умственной отсталостью, где реализуются в качестве основного вида деятельности адаптированные основные общеобразовательные программы (интеграция), обучаются 213 человек, в т.ч. 86 детей-инвалидов.

- в обычных классах обучаются 2456 детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. 767 детей-инвалидов.

В автономном округе создана универсальная безбарьерная среда для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для получения инклюзивного образования в 113 образовательных организациях (15,3% от общего количества образовательных организаций):

С 1 сентября 2016 года во всех общеобразовательных организациях автономного округа реализуются федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

По программам основного общего образования в 55 общеобразовательных организациях осуществляется дистанционное обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ, где обучаются 349 человек, что составило
100 % от потребности. Дистанционное образование по программам профессионального образования организовано для 32 человек.

В рамках реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе на 2014-2020 годы» ежегодно для организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, выделяются финансовые средства.

В 2016 году выделено 3 000,00 тыс. рублей на приобретение оборудования и оплаты контента для использования дистанционных образовательных технологий обучения и приобретения современного специализированного оборудования для реализации адаптированных образовательных программ (2017 г. – 3000,0 тыс. руб.).

Для детей-инвалидов, обучающихся на дому, приобретаются комплекты дистанционного оборудования в соответствии с нозологией. В комплект дистанционного оборудования входят: специализированный мобильный программно-аппаратный комплекс, комплект аудиовизуальных средств обучающегося с ОВЗ для поддержки сеансов дистанционного обучения, программное обеспечение для поддержки интерактивных сеансов дистанционного обучения и другое.

Ежегодно не менее 100 педагогических работников общеобразовательных организаций автономного округа проходят курсы повышения квалификации по использованию дистанционных образовательных технологий на базе автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования».

По статистическим данным обучение на дому по медицинским показаниям получали в 2016-2017 учебном году – 686 детей с ОВЗ, в т.ч. 457 детей-инвалидов.

Образовательная услуга на базе медицинских организаций была предоставлена в 2016-2017 учебном году 15 обучающимся с ОВЗ.

За отчетный период в автономном округе по сетевой форме получают образование 2716 человек, число организаций, реализующих образовательные программы составляет 47.

В 2017 году участие в основном периоде государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (ГИА-9) в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ) приняли 684 человека.

Из них 683 участника – лица с ограниченными возможностями здоровья, дети – инвалиды, инвалиды (лица с ОВЗ).

По итогам проведения основного периода ГИА-9 в 2017 году, выпускников, не сдавших ГИА-9 и получивших справку об обучении, среди указанной категории лиц – нет.

В 2017 году участие в основном периоде государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11) в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ) приняли 77 лиц с ОВЗ.

По итогам проведения основного периода ГИА-11 в 2017 году, 1 участник ГВЭ не сдал экзамен по учебному предмету «математика» и запланирован на прохождение ГИА-11 в дополнительный период (сентябрьские сроки).

Результаты  участников ГИА-11  дополнительного периода станут известны после 20 сентября 2017 года.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями развития в автономном округе осуществляется:

в центрах психолого-педагогической медицинской и социальной помощи – муниципальные ППМС-центры, ППМС-центры образовательных организаций (всего 176, в том числе 2 - юридические лица, 174 - на базе образовательных организаций);

педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

в других организациях, обладающих ресурсами необходимыми для осуществления обучения: психолого-медико-педагогические комиссии (центральная ПМПК, территориальные ПМПК: 12 созывных, 10 на постоянной основе).

В рамках работы центральной ПМПК в 2016 году обследовано 487 детей с ограниченными возможностями здоровья. За первое полугодие 2017 года обследовано 425 детей с ограниченными возможностями здоровья

Сопровождение детей с особенностями развития обеспечивают специалисты службы сопровождения образовательных организаций согласно заключениям ПМПК, мероприятиям, предусмотренным индивидуальными программами реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.

По официальным статистическим данным сопровождение детей с особенностями развития обеспечивают 449 педагогов-психологов, 323 – социального педагога, 286 учителей-логопедов, 56 учителей-дефектологов.

В целях осуществления методического и консультативного сопровождения муниципальных центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, на базе автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» функционирует Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Также функционирует 288 консультационных пунктов (центров) на базе образовательных организаций, в которых проводится работа с родителями (законными представителями) по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, а также коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия, психологические тренинги с детьми и семьями.

В целях сопровождения детей с особенностями развития, в том числе детей с расстройствами аутистического спектра, их родителей (законных представителей), на территории автономного округа функционируют 17 опорных образовательных центров, обеспечивающих работу с детьми, имеющими особенности развития.

Для работы с детьми с особыми потребностями для педагогических работников автономного округа, родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, успешно функционирует Ресурсный центр образовательных технологий (навигатор образовательных технологий), созданный на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сургутский государственный педагогический университет».

Центры имеют необходимые ресурсы (кадровые, организационные, материально-технические), которые ориентированы на обеспечение равного доступа к качественному образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей детей, а также на развитие методической поддержки педагогов общеобразовательных организаций по обеспечению качественного и доступного образования детей с особенностями развития и внедрению новейших образовательных технологий.

В 2016 году обеспечена разработка перечня мероприятий, в части психолого-педагогической реабилитации или абилитации, по 3540 индивидуальным программам реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (за 1 квартал 2017 года обеспечена разработка перечня мероприятий по 852 индивидуальным программам реабилитации или абилитации ребенка-инвалида).

В 2016 году на базе Автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» 636 педагогов образовательных организаций автономного округа, работающих с детьми-инвалидами и с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прошли курсы повышения квалификации по программам различной направленности.

В системе профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ведут образовательную деятельность 3 вуза, 17 многопрофильных многоуровневых профессиональных образовательных организаций и 2 специализированных медицинских колледжа, подведомственных Департаменту образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее по тексту – образовательные организации) обучаются 200 студентов из числа инвалидов, из них:

- получают высшее образование 53 человека;

- обучаются по образовательным программам подготовки специалистов среднего звена 92 человека;

- обучаются по образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих 37 человек;

- профессиональную подготовку по профессиям рабочих, должностям служащих проходят 18 человек из числа инвалидов.

На базе профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры созданы Центры содействия трудоустройству выпускников.

В 1 полугодии 2017 года количество выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования составило 27 человек, из них трудоустроены – 12 человек, в том числе на оборудованные (оснащенные) рабочие места – 1 человек.

В профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, по состоянию на 10 июня 2017, трудоустроены 68 инвалидов, в том числе 23 инвалида  на оборудованные (оснащенные) места.

В автономном округе осуществляют деятельность по дополнительным общеразвивающим программам 168 организаций дополнительного образования. На базе организаций действуют 7757 объединений. Количество детей с ОВЗ, детей-инвалидов, занимающихся в данных объединениях, составляет - 982 ребенка, из них, занимающихся в объединениях по направлению: техническое творчество – 103, спортивно техническое – 2, эколого-биологическое     – 125, туристско-краеведческое – 10, спортивное – 66, художественное творчество – 347, культурологическое – 8, иные направления – 321.

В автономном округе реализуются мероприятия для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в различных формах и различных направлениях.

Дети с ОВЗ приняли участие в региональном отборочном этапе Национального чемпионата профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс» (41 участник из 29 учреждений).

По итогам регионального этапа сформирована сборная автономного округа, которая приняла участие во втором Национальном чемпионате конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» в ноябре 2016 года. Студент бюджетного учреждения «Сургутский политехнический колледж», Чернышов Д., занял 3-е место в компетенции «Торговое дело».

Дети с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями) также принимают участие в региональной олимпиаде по трудовому обучению, которая проводится ежегодно по направлениям: «Швейное дело», «Столярное дело». В 2016-2017 учебном году приняли участие 30 обучающихся 9, 10-11 (12) классов из 11 общеобразовательных организаций, представляющих 10 муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Ежегодно образовательные организации автономного округа принимают участие в региональном этапе. По итогам регионального этапа победители 1-го этапа принимают участие во 2-м этапе Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа».

В целях социализации детей, подростков и молодежи с инвалидностью в среду сверстников на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры активно развивается волонтерское движение. Осуществляют свою деятельность 214 детских и молодежных волонтерских объединений, в состав которых входят 8 747 человек.

В муниципальных образованиях автономного округа реализуются проекты «Шефство над инвалидами молодого возраста», «Волонтерское гостевание», «Барьерам НЕТ», в которых проведено 87 мероприятий, приняли участие 176 инвалидов, 76 добровольцев.

Проводятся спортивные состязания, приуроченные к Всемирному дню здоровья, благотворительные акции «Помоги мастеру», приуроченные к Международному дню инвалида, культурно-досуговые мероприятия (экскурсии, мастер-классы, концерты, дискотеки, исторические квест-игры, фото-кроссы, кукольные спектакли, поздравление инвалидов-колясочников с праздничными датами на дому).

Также волонтеры Нижневартовского района ведут работу с  Излучинской школой для лиц с ОВЗ и комплексным центром социального обслуживания населения  «Радуга».

Волонтеры Сургутского района работают с воспитанниками Центра социальной помощи семье и детям «Апрель».

Обеспечение доступности услуг в сфере образования путем создания универсальной безбарьерной среды реализуется в соответствии Государственными программами и соглашениями.

На реализацию мероприятий государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014 – 2020 годы» в 2016 году общеобразовательным организациям, подведомственным Департаменту образования и молодежной политики автономного округа, из средств бюджета автономного округа выделено – 73 500,0 тыс. руб. (2017 г. – 73 500,0 тыс. руб.).

Объем средств федерального бюджета, направленных на формирование доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, в 2016 году составил 23 397,2 тыс. руб. (2017 г. - 3 438,6 тыс. руб.).

Указанные средства направлены на обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры посредством проведения комплекса мероприятий по дооборудованию и адаптации объектов, на приобретение специализированного автотранспорта, на приобретение комплектов специализированной учебной мебели для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, на оснащение образовательных учреждений современным, специальным, в том числе реабилитационным, учебным, компьютерным оборудованием, на обучение сурдопереводчиков,  тифлопедагогов, тьюторов