Вы используете устаревший браузер — установите современный.
 /  Образование в Югре  /  Образование для лиц с особыми образовательными потребностями

Образование для лиц с особыми образовательными потребностями


Информационная справка

об образовании детей с ограниченными

возможностями здоровья и детей-инвалидов

 

 

 

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре количество детей  с различными нарушениями развития школьного возраста составляет 6351 человек.

 

Для создания необходимых условий получения качественного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья на территории автономного округа разработана и принята необходимая нормативно-правовая база:

 

Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.12.2005 № 115-оз «О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение в ХМАО – Югре»;

 

Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.09.2013 № 361-п «О государственной программе Ханты-мансийского автономного округа – Югры «Доступная среда
в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы»;

 

Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 № 413-п «О государственной программе Ханты-мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования
в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы»;

 

Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.04.2008 № 68-п «О правилах приема детей
в государственные казенные организации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, реализующие в качестве основного вида деятельности, адаптированные основные общеобразовательные программы»;

 

Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.12.2013 № 543-п «Об утверждении Положения об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном
округе – Югре»;

 

Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.09.2013 № 359-п «О порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ;

 

Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.04.2016 № 205-рп «О плане мероприятий («дорожной карте») развития сети опорных реабилитационных и образовательных центров, обеспечивающих работу с детьми, имеющими особенности развития, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016-2018 годы»;

 

Приказ Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19.03.2014 № 3-нп «О центральной психолого-медико-педагогической комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (в ред. от 07.04.2015 № 1-нп, от 01.06.2015
№ 4-нп);

 

Приказ Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 08.05.2014 № 5-нп «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации, и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении,
а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях»;

 

Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 437 от 20.05.2013
«Об утверждении Концепции организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;

 

Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19.03.2014 № 301
«Об утверждении Плана-графика («дорожной карты») введения инклюзивного образования в образовательных организациях, реализующих программы общего образования, в Ханты-Мансийском автономном
округе – Югре на 2014-2016 годы» (в ред. от 14.04.2015 № 463, от 21.05.2015 № 675, от 14.07.2015 № 988 );

 

Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.01.2014 № 85
«Об организации деятельности Ресурсных центров по сопровождению образовательных организаций Ханты-Мансийского округа – Югры
по вопросам инклюзивного образования»;

 

Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.03.2015 № 345
«Об утверждении плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (в ред. от 01.06.2015 № 757);

 

Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04.05.2016 № 703
«Об организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, а также при реализации адаптированных общеобразовательных программ в образовательных организациях Ханты–Мансийского автономного
округа – Югры»;

 

Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.08.2015 № 1087
«Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, также детей инвалидов получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий»;

 

Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.08.2016 № 910/1305 «О порядке межведомственного взаимодействия по предоставлению информации о детях с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в создании особых условий обучения, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;

 

Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 03.07.2016 № 1214
«Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего образования  на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нуждающихся
в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях»;

 

Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.08.2016 № 1281
«Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по организации инклюзивного образования и созданию специальных условий для получения дошкольного и общего образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016-2018 годы»;

 

Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22.06.2016 № 1017
«Об утверждении форм документов, используемых в работе психолого-медико-педагогических комиссий Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры»;

 

Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.07.2016 № 1193
«Об утверждении Положения персонального состава межведомственной рабочей группы по обеспечению реализации права инвалидов на образование и доступность услуг в сфере образования».

 

Система образования Ханты-Мансийского автономного  округа – Югры представлена вариативной сетью дошкольных и школьных образовательных организаций, оказывающих помощь детям
с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам.

 

В общеобразовательных организациях, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, дети с особенностями развития обучаются как в общеобразовательных организациях совместно с развивающимися в норме сверстниками, так и
в специальных образовательных организациях.

 

Учитывая, что обеспечение прав граждан и государственных гарантий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования является одним из основных принципов государственной политики в области образования, для детей с особенностями развития в системе образования функционируют разнообразные варианты образовательных услуг:

 

казенные общеобразовательные организации, реализующих в качестве основного вида деятельности адаптированные образовательные программы (18 учреждений);

 

специальные (коррекционные) классы, где реализуются в качестве основного вида деятельности, адаптированные основные общеобразовательные программы (интеграция).

 

классы общеобразовательных организаций, в которых реализуется инклюзивный принцип образования посредством адаптированных образовательных программ.

 

Специальное образование в автономном округе – Югре представлено 17 казенными общеобразовательными учреждениями и 1 казенным учреждением санаторного типа, где обучается 2067 человека, в т.ч. 895 детей-инвалидов.

 

Указанные образовательные организации реализуют адаптированные образовательные программы для детей со следующими нарушениями:

 

- для детей с умственной отсталостью - 13 образовательных организаций;

 

- для детей с задержкой психического развития - 1 образовательная организация;

 

- для глухих и слабослышащих детей - 2 образовательных организации;

 

- для детей с тяжелыми речевыми нарушениями и глухих детей - 1 школа-детский сад.

 

В 8 образовательных организациях имеются интернаты, позволяющие обеспечить стационарное проживание детей с ограниченными возможностям здоровья.

 

В общеобразовательных организациях, реализующих в качестве основного вида деятельности адаптированные общеобразовательные программы, реализуются программы профессиональной подготовки для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

по следующим специальностям: «столяр», «слесарь-сантехник», «швея», «плотник», «штукатур», «рабочий по обслуживанию и текущему ремонту помещений», «цветовод», «садовник», «парикмахер», «младший воспитатель», и др.

 

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в рамках интеграции детей с различными нарушениями развития в муниципальных общеобразовательных организациях созданы 145 специальных (коррекционных) классов, реализующих в качестве основного вида деятельности, адаптированные основные общеобразовательные программы, в которых обучаются 1443 человек.

 

В системе образования автономного округа дети-инвалиды дошкольного возраста воспитываются в группах комбинированной и компенсирующей направленности дошкольных организаций.

 

С 1 сентября 2016 года во всех общеобразовательных организациях автономного округа реализуются федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 

На основании приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.01.2014
№ 85 «Об организации деятельности Ресурсных центров по сопровождению образовательных организаций Ханты-Мансийского округа – Югры по вопросам инклюзивного образования» присвоен статус Ресурсного центра по сопровождению образовательных организаций Ханты-Мансийского округа – Югры по вопросам инклюзивного образования 8-ми государственным образовательным организациям.

 

Деятельность Ресурсных центров направлена на методическую помощь педагогическим работникам образовательных организаций автономного округа по овладению специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, на создание условий для получения педагогическими работниками теоретических и практических навыков осуществления образовательной деятельности по адаптированным основным общеобразовательным программам, на организацию методического сопровождения индивидуальных практик педагогов, работающих по адаптированным общеобразовательным программам, а также в сфере социализации и реабилитации обучающихся с ОВЗ.

 

По состоянию на 23.09.2016 года на территории автономного округа функционируют 7 опорных образовательных центров, обеспечивающих работу с детьми, имеющими особенности развития, на базе государственных образовательных организаций.

 

С целью взаимодействия пилотных опорных образовательных центров с муниципальными образовательными организациями по вопросам обучения детей, имеющих особенности развития, Департаментом обеспечено распределение муниципальных образовательных организаций и установление кураторства над ними пилотных опорных образовательных центров. В целях создания сети (ассоциации) школ инклюзивного образования в каждом муниципальном образовании автономного округа созданы «Школы-спутники» пилотных опорных образовательных центров (по 2-3).

 

В настоящее время в системе профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ведут образовательную деятельность 3 вуза, 17 многопрофильных многоуровневых профессиональных образовательных организаций и 2 специализированных медицинских колледжа, подведомственных Департаменту образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 

В профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее по тексту – образовательные организации) по состоянию на 01.07.2016 обучаются 159 студентов из числа инвалидов, из них:

получают высшее образование 26 человек;

 

обучаются по образовательным программам подготовки специалистов среднего звена 77 человек;

обучаются по образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих 38 человек;

 

профессиональную подготовку по профессиям рабочих, должностям служащих проходят 18 человек из числа инвалидов.

 

Одним из механизмов реализации сопровождения инвалидов после получения ими профессионального образования в части последующего трудоустройства является деятельность Центров содействия трудоустройству, созданных при образовательных организациях.

 

В I полугодии 2016 года количество выпускников из числа инвалидов составило 46, из них: 3 человека продолжат обучение, 1 – проходит медосмотр на подтверждение инвалидности, 3 – стоят на учете в Центре занятости населения, 1 – по состоянию здоровья не может осуществлять профессиональную деятельность; трудоустроены 11 выпускников, в том числе на оборудованные (оснащенные) рабочие места – 4 человека.

 

В профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по состоянию на 01.07.2016 трудоустроены 65 инвалидов, в том числе 23 – на оборудованные (оснащенные) места.

 

По состоянию на 1 сентября 2016 года в 89 учреждениях дополнительного образования и 100% общеобразовательных учреждений созданы условия для беспрепятственного доступа обучающихся из числа детей с ограниченными возможностями здоровья, получают услуги дополнительного образования 1285 детей (20,23%) с ограниченными возможностями здоровья, в негосударственных – 5 (0,4%). Наиболее востребованы направления, связанные как с оздоровлением и общим развитием («спортивные занятия» и «изобразительное искусство», «декоративно-прикладное искусство и ремесла», «хореография», «музыкальные занятия»), так и с образованием («развитие речи», «предметы школьной программы»).

 

На реализацию мероприятий государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014 – 2020 годы» (далее – Программа) в 2016 году образовательным организациям, подведомственным Департаменту образования и молодежной политики автономного округа (далее – Образовательные организации), из средств бюджета автономного округа выделено – 12 500,0 тыс. рублей.

 

В 2016 году на приобретение комплектов специализированной учебной мебели для детей – инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата выделены средства из бюджета автономного округа в объеме 3000,0 тыс. рублей 5 образовательным организациям. Данные средства направлены на приобретение комплектов специализированной учебной мебели для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата.

 

На приобретение спортивного оборудования для занятий адаптивными видами спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья 5 образовательным организациям выделены средства из бюджета автономного округа в объеме 2 500,0 тыс. рублей, в том числе на приобретение:

 

тренажеров;

 

кресел для релаксации;

 

спортивного инвентаря и оборудования для инвалидов-колясочников;

 

компьютерных игровых тренажеров.

 

На оснащение современным, специальным, в том числе реабилитационным, учебным, компьютерным оборудованием для создания универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов с обществом 7 образовательным организациям выделены средства из бюджета автономного округа в объеме 7 000,0 тыс. рублей в том числе на приобретение:

 

интерактивных столов;

 

учебного оборудования для инвалидов с нарушением зрения;

 

комплексов учебно-игровых средств и др.

 

С 2007 года Ханты-Мансийский автономный округ – Югра участвует в реализации Федеральной целевой программы по организации дистанционного обучения для детей - инвалидов, обучающихся на дому. Целью внедрения данного проекта является содействие в обеспечении доступности, качества и эффективности образовательных услуг в системе поддержки базового и дополнительного образования.

 

В рамках государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе на 2014-2020 годы» для организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в 2016 году выделено 3 000,00 тыс. рублей на приобретение оборудования и оплаты контента для использования дистанционных технологий обучения и приобретения современного специализированного оборудования для реализации адаптированных образовательных программ. Созданы условия для 440 человек, что составляет 100% от потребности.

 

Для создания условий получения инклюзивного образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в округе, формируется сеть базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.

 

В рамках Соглашения между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на софинансирование расходов на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных обьектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения от 22.06.2016 № 16-С-13-ГП-12 Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2016 году обеспечивается создание условий для получения качественного образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья:

 

В дошкольных образовательных организациях (4 единицы):

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска «Детский сад № 41 «Росинка»
(г. Нижневартовск);

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска «Детский сад № 44 «Золотой ключик»

(г. Нижневартовск);

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска «Детский сад № 77 «Эрудит»)
(г. Нижневартовск);

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Сургута «Детский сад № 77 «Бусинка» (г. Сургут).

 

В общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (4 единицы):

 

Казенное общеобразовательное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Солнечная школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

 

Казенное общеобразовательное учреждение «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

 

Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Излучинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

 

Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

 

В 2016 году на указанные цели автономному округу выделено 8 172,50 тыс. руб. из федерального бюджета, объем софинансирования из бюджета автономного округа составил 3 502,50 тыс. рублей.

 

В рамках реализации указанных проектов предусмотрено достижение следующих показателей:

 

увеличение доли дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования до 16 % в 2016 году (сейчас составляет 3,8%); (2017- 17,1%, 2018-18%, 2019-19%, 2020-20%);

 

увеличение доли общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования до 21,4 % в 2016 году. (2017-22,3%, 2018-23,2%, 2019-24,1%, 2020-25%);

 

увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей-инвалидов данного возраста до 80 % в 2016 году (2017-85%, 2018-90%, 2019-95%, 2020-100%);

 

увеличение доли детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста до 96 % в 2016 году (2017-97%, 2018-98%, 2019-99%, 2020-100%);

 

увеличение доли образовательных организаций дополнительного образования, в которых создана безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве образовательных организаций дополнительного до 13,3 % в 2016 году (2017-14,7%, 2018-16,1%, 2019-17,4%, 2020-18,7%);

 

увеличение доли образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций в автономном округе до 15,3 % в 2016 году (2017-15,9%, 2018-16,4%, 2019-17,1%, 2020-17,5%).