Вы используете устаревший браузер — установите современный.
 /  Образование в Югре  /  Образование для лиц с особыми образовательными потребностями

Образование для лиц с особыми образовательными потребностями


Информационная справка об образовании лиц с ОВЗ и детей-инвалидов 2016-2017 учебном году

 

 

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее – автономный округ) возможность получения непрерывного образования обеспечена для всех категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

В образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры всего 9217 человека с ограниченными возможностями здоровья и 2986 детей-инвалидов и инвалидов, из них:

дошкольные образование - 4999 детей с ограниченными возможностями здоровья и 925 ребенок-инвалид;

общее образование - 4218 детей с ограниченными возможностями здоровья и 1861 ребенка-инвалида;

профессиональное образование - 200 детей-инвалидов и инвалидов.

В общеобразовательных организациях, расположенных на территории автономного округа, дети с особенностями развития обучаются как в общеобразовательных организациях совместно с развивающимися в норме сверстниками, так и в специальных образовательных организациях.

Для детей с особенностями развития в системе образования автономного округа предоставляется возможность получать образование:

  1. В государственных казенных общеобразовательных организациях, реализующих в качестве основного вида деятельности адаптированные образовательные программы (18 учреждений), где обучается 2138 человека, в т.ч. 892 ребенка-инвалида.

Указанные образовательные организации реализуют адаптированные образовательные программы для детей со следующими нарушениями:

- для детей с умственной отсталостью - 13 образовательных организаций, 10 из которых реализуют программы профессиональной подготовки для детей-инвалидов и детей с ОВЗ;

- для детей с задержкой психического развития - 1 образовательная организация;

- для глухих и слабослышащих детей - 2 образовательных организации;

- для детей с тяжелыми речевыми нарушениями и глухих детей - 1 школа-детский сад.

В 8 образовательных организациях имеются интернаты, позволяющие обеспечить стационарное проживание детей с ОВЗ.

По итогам 2016-2017 учебного года 48 выпускникам с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по итогам трудового обучения присвоен квалификационный разряд, 120 выпускникам выдано свидетельство об обучении, 12 выпускникам выданы характеристики с перечнем работ, которые они способны выполнять самостоятельно;

  1. В муниципальных общеобразовательных организациях:

- в 117 специальных (коррекционных) классах, реализующих в качестве основного вида деятельности адаптированные основные общеобразовательные программы, обучаются 1272 человека,
в т.ч. 116 детей-инвалидов;

- в 55 классах для детей с умственной отсталостью, где реализуются в качестве основного вида деятельности адаптированные основные общеобразовательные программы (интеграция), обучаются 213 человек, в т.ч. 86 детей-инвалидов.

- в обычных классах обучаются 2456 детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. 767 детей-инвалидов.

В автономном округе создана универсальная безбарьерная среда для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для получения инклюзивного образования в 113 образовательных организациях (15,3% от общего количества образовательных организаций):

С 1 сентября 2016 года во всех общеобразовательных организациях автономного округа реализуются федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

По программам основного общего образования в 55 общеобразовательных организациях осуществляется дистанционное обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ, где обучаются 349 человек, что составило
100 % от потребности. Дистанционное образование по программам профессионального образования организовано для 32 человек.

В рамках реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе на 2014-2020 годы» ежегодно для организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, выделяются финансовые средства.

В 2016 году выделено 3 000,00 тыс. рублей на приобретение оборудования и оплаты контента для использования дистанционных образовательных технологий обучения и приобретения современного специализированного оборудования для реализации адаптированных образовательных программ (2017 г. – 3000,0 тыс. руб.).

Для детей-инвалидов, обучающихся на дому, приобретаются комплекты дистанционного оборудования в соответствии с нозологией. В комплект дистанционного оборудования входят: специализированный мобильный программно-аппаратный комплекс, комплект аудиовизуальных средств обучающегося с ОВЗ для поддержки сеансов дистанционного обучения, программное обеспечение для поддержки интерактивных сеансов дистанционного обучения и другое.

Ежегодно не менее 100 педагогических работников общеобразовательных организаций автономного округа проходят курсы повышения квалификации по использованию дистанционных образовательных технологий на базе автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования».

По статистическим данным обучение на дому по медицинским показаниям получали в 2016-2017 учебном году – 686 детей с ОВЗ, в т.ч. 457 детей-инвалидов.

Образовательная услуга на базе медицинских организаций была предоставлена в 2016-2017 учебном году 15 обучающимся с ОВЗ.

За отчетный период в автономном округе по сетевой форме получают образование 2716 человек, число организаций, реализующих образовательные программы составляет 47.

В 2017 году участие в основном периоде государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (ГИА-9) в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ) приняли 684 человека.

Из них 683 участника – лица с ограниченными возможностями здоровья, дети – инвалиды, инвалиды (лица с ОВЗ).

По итогам проведения основного периода ГИА-9 в 2017 году, выпускников, не сдавших ГИА-9 и получивших справку об обучении, среди указанной категории лиц – нет.

В 2017 году участие в основном периоде государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11) в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ) приняли 77 лиц с ОВЗ.

По итогам проведения основного периода ГИА-11 в 2017 году, 1 участник ГВЭ не сдал экзамен по учебному предмету «математика» и запланирован на прохождение ГИА-11 в дополнительный период (сентябрьские сроки).

Результаты  участников ГИА-11  дополнительного периода станут известны после 20 сентября 2017 года.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями развития в автономном округе осуществляется:

в центрах психолого-педагогической медицинской и социальной помощи – муниципальные ППМС-центры, ППМС-центры образовательных организаций (всего 176, в том числе 2 - юридические лица, 174 - на базе образовательных организаций);

педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

в других организациях, обладающих ресурсами необходимыми для осуществления обучения: психолого-медико-педагогические комиссии (центральная ПМПК, территориальные ПМПК: 12 созывных, 10 на постоянной основе).

В рамках работы центральной ПМПК в 2016 году обследовано 487 детей с ограниченными возможностями здоровья. За первое полугодие 2017 года обследовано 425 детей с ограниченными возможностями здоровья

Сопровождение детей с особенностями развития обеспечивают специалисты службы сопровождения образовательных организаций согласно заключениям ПМПК, мероприятиям, предусмотренным индивидуальными программами реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.

По официальным статистическим данным сопровождение детей с особенностями развития обеспечивают 449 педагогов-психологов, 323 – социального педагога, 286 учителей-логопедов, 56 учителей-дефектологов.

В целях осуществления методического и консультативного сопровождения муниципальных центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, на базе автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» функционирует Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Также функционирует 288 консультационных пунктов (центров) на базе образовательных организаций, в которых проводится работа с родителями (законными представителями) по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, а также коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия, психологические тренинги с детьми и семьями.

В целях сопровождения детей с особенностями развития, в том числе детей с расстройствами аутистического спектра, их родителей (законных представителей), на территории автономного округа функционируют 17 опорных образовательных центров, обеспечивающих работу с детьми, имеющими особенности развития.

Для работы с детьми с особыми потребностями для педагогических работников автономного округа, родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, успешно функционирует Ресурсный центр образовательных технологий (навигатор образовательных технологий), созданный на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сургутский государственный педагогический университет».

Центры имеют необходимые ресурсы (кадровые, организационные, материально-технические), которые ориентированы на обеспечение равного доступа к качественному образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей детей, а также на развитие методической поддержки педагогов общеобразовательных организаций по обеспечению качественного и доступного образования детей с особенностями развития и внедрению новейших образовательных технологий.

В 2016 году обеспечена разработка перечня мероприятий, в части психолого-педагогической реабилитации или абилитации, по 3540 индивидуальным программам реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (за 1 квартал 2017 года обеспечена разработка перечня мероприятий по 852 индивидуальным программам реабилитации или абилитации ребенка-инвалида).

В 2016 году на базе Автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» 636 педагогов образовательных организаций автономного округа, работающих с детьми-инвалидами и с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прошли курсы повышения квалификации по программам различной направленности.

В системе профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ведут образовательную деятельность 3 вуза, 17 многопрофильных многоуровневых профессиональных образовательных организаций и 2 специализированных медицинских колледжа, подведомственных Департаменту образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее по тексту – образовательные организации) обучаются 200 студентов из числа инвалидов, из них:

- получают высшее образование 53 человека;

- обучаются по образовательным программам подготовки специалистов среднего звена 92 человека;

- обучаются по образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих 37 человек;

- профессиональную подготовку по профессиям рабочих, должностям служащих проходят 18 человек из числа инвалидов.

На базе профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры созданы Центры содействия трудоустройству выпускников.

В 1 полугодии 2017 года количество выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования составило 27 человек, из них трудоустроены – 12 человек, в том числе на оборудованные (оснащенные) рабочие места – 1 человек.

В профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, по состоянию на 10 июня 2017, трудоустроены 68 инвалидов, в том числе 23 инвалида  на оборудованные (оснащенные) места.

В автономном округе осуществляют деятельность по дополнительным общеразвивающим программам 168 организаций дополнительного образования. На базе организаций действуют 7757 объединений. Количество детей с ОВЗ, детей-инвалидов, занимающихся в данных объединениях, составляет - 982 ребенка, из них, занимающихся в объединениях по направлению: техническое творчество – 103, спортивно техническое – 2, эколого-биологическое     – 125, туристско-краеведческое – 10, спортивное – 66, художественное творчество – 347, культурологическое – 8, иные направления – 321.

В автономном округе реализуются мероприятия для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в различных формах и различных направлениях.

Дети с ОВЗ приняли участие в региональном отборочном этапе Национального чемпионата профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс» (41 участник из 29 учреждений).

По итогам регионального этапа сформирована сборная автономного округа, которая приняла участие во втором Национальном чемпионате конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» в ноябре 2016 года. Студент бюджетного учреждения «Сургутский политехнический колледж», Чернышов Д., занял 3-е место в компетенции «Торговое дело».

Дети с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями) также принимают участие в региональной олимпиаде по трудовому обучению, которая проводится ежегодно по направлениям: «Швейное дело», «Столярное дело». В 2016-2017 учебном году приняли участие 30 обучающихся 9, 10-11 (12) классов из 11 общеобразовательных организаций, представляющих 10 муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Ежегодно образовательные организации автономного округа принимают участие в региональном этапе. По итогам регионального этапа победители 1-го этапа принимают участие во 2-м этапе Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа».

В целях социализации детей, подростков и молодежи с инвалидностью в среду сверстников на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры активно развивается волонтерское движение. Осуществляют свою деятельность 214 детских и молодежных волонтерских объединений, в состав которых входят 8 747 человек.

В муниципальных образованиях автономного округа реализуются проекты «Шефство над инвалидами молодого возраста», «Волонтерское гостевание», «Барьерам НЕТ», в которых проведено 87 мероприятий, приняли участие 176 инвалидов, 76 добровольцев.

Проводятся спортивные состязания, приуроченные к Всемирному дню здоровья, благотворительные акции «Помоги мастеру», приуроченные к Международному дню инвалида, культурно-досуговые мероприятия (экскурсии, мастер-классы, концерты, дискотеки, исторические квест-игры, фото-кроссы, кукольные спектакли, поздравление инвалидов-колясочников с праздничными датами на дому).

Также волонтеры Нижневартовского района ведут работу с  Излучинской школой для лиц с ОВЗ и комплексным центром социального обслуживания населения  «Радуга».

Волонтеры Сургутского района работают с воспитанниками Центра социальной помощи семье и детям «Апрель».

Обеспечение доступности услуг в сфере образования путем создания универсальной безбарьерной среды реализуется в соответствии Государственными программами и соглашениями.

На реализацию мероприятий государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014 – 2020 годы» в 2016 году общеобразовательным организациям, подведомственным Департаменту образования и молодежной политики автономного округа, из средств бюджета автономного округа выделено – 73 500,0 тыс. руб. (2017 г. – 73 500,0 тыс. руб.).

Объем средств федерального бюджета, направленных на формирование доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, в 2016 году составил 23 397,2 тыс. руб. (2017 г. - 3 438,6 тыс. руб.).

Указанные средства направлены на обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры посредством проведения комплекса мероприятий по дооборудованию и адаптации объектов, на приобретение специализированного автотранспорта, на приобретение комплектов специализированной учебной мебели для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, на оснащение образовательных учреждений современным, специальным, в том числе реабилитационным, учебным, компьютерным оборудованием, на обучение сурдопереводчиков,  тифлопедагогов, тьюторов