Вы используете устаревший браузер — установите современный.
 /  Образование в Югре  /  Профессиональное образование  /  Профориентация

Профориентация

Пристальное внимание к профориентации возникает всегда, когда  промышленная сфера производства или социальная сфера испытывают потребность в кадровых ресурсах. Сегодня актуальным вопросом для экономик регионов является подготовка специалистов рабочих профессий. Необходима такая система  работы по профориентации, которая позволяет сформировать у человека осознанное самоопределение  (представление о своих пределах), и выбрать соответствующий вариант будущей профессиональной деятельности. Главный продуктивный результат профориентации – выбор и решение.

 

В автономном округе система профориентации является комплексом организационных, содержательных, технологических условий, обеспечивающих предоставление человеку основания для выбора и принятия решения в профессиональном самоопределении. Система профориентации закреплена Концепцией  развития системы профессиональной ориентации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Концепция реализуется через Межведомственный план, исполнителями которого являются Департамент образования и молодежной политики, Департамент труда и занятости населения Югры, органы местного самоуправления, общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования детей, учреждения профессионального образования, Центры занятости, объединения работодателей. Мероприятия плана предусматривают выстраивание системной профориентационной работы от начальной школы до профессионального образования.

 

Начиная с начальной школы, в профориентационные процессы включаются работодатели. Так, в интерактивном музее крупнейшего работодателя ОАО «Сургутнефтегаз» реализуются совместные проекты с образовательными организациями. Для учащихся начальных классов проводятся интерактивные занятия, в ходе которых дети знакомятся с геохронологией, изучают ископаемые окаменелости древних животных, учатся определять возраст пород, для старшеклассников и студентов учебных заведений проводятся тематические и профориентационные экскурсии.

 

В сотрудничестве с ОАО «Роснефть РН-Юганскнефтегаз» на базе школ Нефтеюганске и Нефтеюганского района реализуется проект «Роснефть – классы». Целью проекта является подготовка высококвалифицированных кадров нефтяной отрасли. Специалисты компании проводят экскурсии на нефтепромыслы, профориентационные встречи с работниками Роснефти,  ведут учебные курсы, тренинги.

 

Совместно с ООО «Окружной Бизнес-Инкубатор» для учащихся 10-11-х классов внедрена образовательная программа по основам предпринимательской деятельности «Азбука бизнеса». Реализация данного проекта способствует формированию позитивного отношения молодежи к предпринимательской деятельности, повышению финансовой грамотности старшеклассников, развитию личностных компетенций учащихся, таких как лидерство, коммуникабельность, целеустремленность.

 

Благодаря такому взаимодействию, у школьников формируется широкое представление о возможностях выбора профессиональной деятельности, о возможностях реализации собственного прагматического интереса в организации жизнеустройства, а также понимание связей и зависимостей собственных интересов с внешними потребностями.

 

В общеобразовательных учреждениях открыто 890 профильных классов, в которых занимаются 14066 старшеклассников, что составляет 71% от общего числа учащихся 10-11-х классов. Работают 96 классов технологического профиля, 74 класса химико-биологического (медицинского) профиля.

 

Так, например, проект «Медицинские классы» реализуется в школах г. Ханты-Мансийска и г. Урая совместно с Ханты-Мансийской государственной медицинской академией. В течении 2-х лет школьники 10-11 классов знакомятся с медицинскими профессиями (врач, фельдшер, медицинская сестра, акушерка, медицинский лабораторный техник), осуществляют подготовку к дальнейшему обучение в медицинских ВУЗах. По итогам обучения сдают экзамен и  получают свидетельство об окончании профильного медицинского  класса.

 

Информирование обучающихся и выпускников общеобразовательных школ, их родителей о возможностях профессиональных образовательных организаций осуществляется через Интернет-портал АУ «Институт развития образования» раздел «Профориентация», на котором представлена информация о востребованных профессиях регионального рынка труда, профессиональных и высших образовательных организаций Югры, а также предоставлена возможность совершить виртуальные экскурсии по колледжам автономного округа.

 

Наиболее эффективными формами профориентационной работы с обучающимися являются выезды агитбригад, участие в «Ярмарках профессий», проведение фестивалей, конкурсов.

 

Ярким и запоминающимся событием для школьников 9 классов  г. Ханты-Мансийска стал «Фестиваль профессий», проведенный 12 марта. В игровой форме участники выполняли конкурсные задания и знакомились с профессиями: электромонтажник, официант, столяр, слесарь по ремонту автомобиля, водитель, начинающий предприниматель и др.

 

В средних и старших классах профориентация дополняется самооценкой человека в возможностях профессиональной деятельности, намерением выбора профессии и пониманием им задач собственного развития. В 16 муниципальных образованиях (72%) созданы Центры профориентации, где школьники могут пройти профориентационную диагностику, определить свои профессиональные интересы и склонности, получить консультации психологов. В консультационных пунктах, открытых во всех 19 колледжах школьники и родители могут получить подробную информацию о профессиях, информацию о поступлении, дальнейшей возможности трудоустройства и построения карьеры.

 

Профориентационная работа в условиях профессионального образования приобретает особый смысл. Здесь профориентация приобретает смысл ориентации на профессиональные достижения как гарантии собственной жизнеустойчивости.     Целевым вектором профориентации, когда человек уже выбрал профессию, становится его квалификация как собственный капитал.

 

В условиях профессионального образования профориентационная работа реализуется как образовательный проект, интегрирующий в себя основное и дополнительное образование, внеучебную работу и практику. Основная цель профориентационной работы выражается в том, чтобы создать у обучающихся устойчивую мотивацию на достижение высокой квалификации как востребованного рынком труда капитала.

 

На базе созданные в автономном округе 8 ресурсных центров: в сфере IT-технологий, машиностроения и энергетики, строительного, транспортного, лесопромышленного, агропромышленного, нефтегазового комплексов Югры совместно с Объединением работодателей Югры года реализуется проект независимой оценки и сертификации квалификаций. За 1 квартал 2015 года процедуру сертификации профессиональных квалификаций прошли 479 выпускников учреждений профессионального образования. Количество выпускников, желающих получить сертификат Объединения работодателей, подтверждающий качество профессиональной подготовки, растет год от года.

 

Совместно с нефтяной компанией ОАО «ЛУКОЙЛ» реализуется масштабный проект «Создание многофункционального центра прикладных квалификаций в нефтяной отрасли на базе Когалымского политехнического колледжа». Проект предусматривает развитие не только материально-технической базы колледжа (строительство нефтяного полигона для отработки первичных навыков), но и станции юных техников, деятельность которой будет направлена на развитие научно-технического творчества детей и молодежи, формирование интереса к инженерно-техническому образованию.

 

Повышение престижа рабочих профессий осуществляется через конкурсные мероприятия:

  • Ежегодный конкурс профессионального мастерства среди обучающихся профессиональных образовательных организаций Югры;
  • участие в чемпионатах WorldSkills Russia. (В 2015 году приняли участие: в региональном чемпионате в г.Тюмени, в полуфинале Национального чемпионата в Уральском федеральном округе  по стандартам WorldSkills в Свердловской области и выиграли 5 призовых мест).
  • участие студентов в конкурсах профессионального мастерства «Славим человека труда» Уральского Федерального округа. (В 2015 году обучающиеся колледжей приняли участие в номинациях: «Лучший сантехник», «Лучший сварщик», «Лучший электромонтёр», «Лучший штукатур»). В номинации «Лучший штукатур» призером конкурса стал Гатауллин Дамир, студент Югорского политехнического колледжа.

Участие в профессиональных позволяет не только определить качество профессиональной подготовки будущих специалистов, но и способствуют развитию профессиональных умений и навыков студентов, воспитывают интерес к профессии и развивают творчески активную личность.