Вы используете устаревший браузер — установите современный.
 /  Отчет губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сфере образования за 2016 год

Отчет губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сфере образования за 2016 год

 

 

  1. Социальная сфера

 

12.1. Образование

 

В автономном округе поэтапно вводятся федеральные государственные образовательные стандарты. В связи с этим приоритеты сферы образования 2016 года направлены на формирование гибкой системы непрерывного образования, формирующей человеческий потенциал, создание инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих в условиях ограниченных финансовых ресурсов, доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей.

В целях повышения качества и результатов образования, успешной социализации детей и молодежи продолжена модернизация региональных систем образования, направленная на достижение ориентиров, закрепленных в майских Указах Президента Российской Федерации, Стратегии – 2030, в «Плане мероприятий («дорожной карте») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Внедрена современная независимая система оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия.

Консолидация финансовых ресурсов в государственной программе «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы» позволила реализовать комплекс мероприятий по решению основных задач модернизации отрасли. Показатели, характеризующие уровень развития образования в Югре за 2010-2016 годы, представлены в таблице 23.

 

Таблица 23

Динамика показателей развития образования

 

 

2010

2011

2012

2013

2014

2015[1]

2016

Численность детей в возрасте 0 - 17, тыс. человек (с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2010)

351,8

361,4

374,2

385,1

395,7

407,9 [2]

 

Введено в эксплуатацию объектов, в том числе:

18

20

14

26

27

29[3]

27

Детских садов, единиц

14

14

10

19

22

25[4]

21

Мест

2485

2434

1815

4175

4356

3793

3645

Общеобразовательных школ, единиц

3

4

3

4

4

8

3

Мест

1200

630

1000

2325

2165

1841

1127

Организаций профессионального образования (колледжи), единиц

1

2

1

0

1

0

0

Мест

264

850

420

0

800

0

0

Уровень обеспеченности дневными общеобразовательными организациями (школы), в процентах к нормативу [5]

101,0

99,0

99,0

93,0

93,0

94,0

 

Доля обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, в процентах

 

 

 

 

 

 

 

Югра

23,2

24,4

24,3

25,4

24,3

25,0

20,87

Россия

12,9

13,1

13,8

13,7

13,2

14,0

 

Доступность дошкольного образования (отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования), процентов[6]

х

х

84,9

89,8

94,3

100,2

100,0

Охват детей в возрасте 5-18 лет программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 5-18 лет), процентов

х

х

53,3

53,9

56,9

60,6

61,0

Доля образовательных организаций среднего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, в общем числе соответствующих организаций, процентов

х

4,8

5,0

5,3

5,3

10,5

15,8

Средняя заработная плата в отрасли, в т.ч. по отдельным категориям работников, рублей[7]:

26301,9

30470,7

36662,0

43594,8

46357,3

х

х

педагогические работники общеобразовательных организаций

33261,7

39517,4

50746,2

57598,0

60836,5

61096,5

61096,5

педагогические работники дошкольных образовательных организаций

19186,0

25625,0

31919,0

47702,6

50642,7

51572,4

51697,3

Объем расходов консолидированного бюджета автономного округа в сфере «Образование» на 1 жителя, всего, тыс. рублей

28,8

32,2

37,5

40,6

45,4

45,8

 

х – нет данных

 

По итогам 2016 года:

все организации общего и профессионального образования подключены к широкополосному Интернету (наземный, спутниковый, оптоволокно);

все школьники обеспечены федеральным комплектом учебников.

В 2016 году прошли повышение квалификации 11 197 педагогических работников Ханты-Мансийского автономного округа – Югры что составляет 42% от общего числа педагогических работников автономного округа (в 2015 году – 10 078 (34%).

Функционирует сетевое сообщество образования Югры «Школлеги», в котором создано 202 клуба и зарегистрированы 10 556 (2015 год – 7 504) педагогических работников автономного округа. Эта социальная сеть – ресурс для профессиональных коммуникаций, повышения квалификации, обмена опытом, внедрения инноваций в образовании.

В течение года проводились мероприятия по обеспечению комплексной безопасности школьных зданий, устранено большинство замечаний надзорных органов, приняты меры по укреплению антитеррористической безопасности, благоустройству территорий, энергосбережению зданий, по совершенствованию организации питания.

В 2016 году введено в эксплуатацию 7 школ общей мощностью 1 127 учащихся, в том числе 4 школы общей мощностью 385 учащихся в составе комплексов «школа-детский сад», в муниципальных образованиях:

Ханты-Мансийский район - Комплекс (сельский дом культуры - библиотека - школа - детский сад) п. Кедровый Ханты-Мансийского района, мощность 110 учащихся (наполняемость класса 16 человек), 60 воспитанников;

Комплекс: школа, детский сад, сельский дом культуры, библиотека, врачебная амбулатория (100 учащихся, 20 мест, 100 мест, 11 300 экз., 10 пос. в смену), п. Выкатной Ханты-Мансийского района;

Комплекс "Школа (55 учащ.) с группой для детей дошкольного возраста (25 воспитан.) - сельский дом культуры (на 100 мест) - библиотека (9 100 экз.)" в п. Бобровский. (1 этап: школа - детский сад).

Нижневартовский район - Специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Излучинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-детский сад-интернат 2, 5 вида».

В 2016 году приемка общеобразовательных организаций прошла с участием общественности. Такая форма контроля строительства и ввода социальных объектов, как общественная приемка инициирована Губернатором автономного округа.

 В 2015 году Югра стала первым в РФ регионом, где новые социальные объекты проверяют не только сотрудники уполномоченных ведомств, но и представители сферы образования, культуры, депутаты, маломобильные граждане.

Результаты работы по укреплению материально-технической базы школ позволили в 2016 году:

увеличить до 87,7% (2015-год – 87,2%) долю общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям;

обеспечить средствами пожарной и антитеррористической безопасности 91,05 % школ, против 90,5 % в 2015 году, в том числе средствами пожарной безопасности 100,0% (2015 год – 100,0 %) и антитеррористической безопасности 82,1 % школ (2015 год – 81,1 %).

В Топ-500 лучших школ России в 2016 году вошли две общеобразовательные организации автономного округа:

МБОУ «Лицей», г. Нижневартовск;

МБОУ СОШ №46 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Сургут.

В рейтинге лучших школ, обеспечивающих высокий уровень профильной подготовки, бюджетное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Югорский физико-математический лицей-интернат» (далее – ЮФМЛ) вошло в ТОР 100 по физико-математическому профилю.

В рейтинге RAEX  2016 года лучших 200 школ России, выпускники которых поступают в ведущие 20 вузов России (составляется с 2015 года), ЮФМЛ – единственное образовательное учреждение округа, вошедшее в данный рейтинг. В 2016 году «Югорский физико-математический лицей-интернат» существенно улучшил свою позицию в указанном рейтинге, поднявшись на 9 пунктов (с 67 на 58 место).

В октябре 2016 года две дошкольные образовательные организации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры стали победителями конкурса субъектов Российской Федерации на лучшие модели дошкольного образования, обеспечивающие доступность дошкольного образования для всех детей, включая модели раннего развития детей (от 2 месяцев до 3 лет):

МАДОУ детский сад № 80 Светлячок (г. Нижневартовск) - лучшая современная (инновационная) инфраструктура дошкольной образовательной организации, соответствующая требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в том числе с учетом потребностей детей раннего возраста

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Город детства» (Сургутский район) – лучшая современная (инновационная) инфраструктура дошкольной образовательной организации, соответствующая требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в том числе с учетом потребностей детей с ОВЗ).

В 2015 году Правительство РФ утвердило программу содействия созданию в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях на десятилетний период. В Югре совершенствование материально-технической базы общеобразовательных школ будет решаться посредством мероприятий государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016-2020».

Задача эта очень масштабная удельный вес обучающихся в Югре во вторую смену, от общего количества обучающихся, составляет 20,87%. При этом необходимо учитывать положительную демографическую динамику, увеличение ежегодного количества школьников, с учётом того, что значительное количество школьных зданий, которые сегодня используются, было построено в середине прошлого века и сегодня ресурс многих из них близок к исчерпанию. Реализация программы планируется в два этапа. На первом этапе (к 2020 году) предполагается перевести 1–4-е классы, то есть начальную школу, и 10–11-е классы на обучение в одну смену, естественно, при удержании существующего односменного режима обучения. На втором этапе (к 2025 году) обучение в одну смену будет введено и для всех обучающихся 5–9-х классов. При этом 100% школьников из зданий школ с износом более 50% и выше будет переведено в новые школы.

В результате реформы системы образования, стартовавшей в 2013 году, все школы и детские сады в России должны стать доступными для детей-инвалидов.

В Югре разработана необходимая нормативная правовая база, направленная на создание необходимых условий для получения качественного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимым условием реализации направления интеграции инвалидов в общество и доступность для них сферы образования является создание в образовательной организации универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

В целях интеграции детей с различными нарушениями развития в муниципальных общеобразовательных организациях созданы 145 специальных (коррекционных) классов, реализующих в качестве основного вида деятельности, адаптированные основные общеобразовательные программы, в которых обучаются 1 443 человек.

В 19 профессиональных образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и в 3 организациях высшего образования обучаются 219 инвалидов, в том числе в профессиональных образовательных организациях – 164 инвалида и в организациях высшего образования – 55 инвалида.

Учитывая ряд принятых мер по развитию инклюзивного образования, распространению современных реализованных в 2016 году моделей успешной социализации детей:

доля детей, охваченных различными моделями и программами социализации составила 82,0 % (2015 год – 78,0%);

доля детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования (в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий), от общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов школьного возраста составила 100% (2015 год –95,0%).

доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов в 2016 году увеличилась на 1,4 процентных пункта, всего таких организаций 21,4 % (2015 год – 20,0%).

По итогам 2016 года доступность дошкольного образования для детей от 3-х лет составила 100% (на 01.01.2012 – 84,9%, на 01.01.2013 – 89,8%, на 01.01.2015 – 94,3%).

В пяти муниципальных образованиях автономного округа доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет составляет 100%: Кондинский район, Белоярский район, Октябрьский район, Нижневартовский район, г. Покачи.

В автономном округе за период с 2012 года построено 97 детских садов на 17,7 тыс. мест. Это беспрецедентные цифры, в 2016 году введено 21 новых зданий детских садов на 3 645 мест.

В Югре оказывают дошкольные образовательные услуги – 448 образовательных организаций. Посещают детские сады 106,7 тыс. детей дошкольного возраста.

Организована системная работа по созданию условий для развития конкуренции на рынке услуг дошкольного образования, стимулированию негосударственного сектора к получению лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Разработан финансово-экономический механизм «Сертификат дошкольника», позволяющий предпринимателям, имеющим лицензию на ведение образовательной деятельности, участвовать в бюджетном финансировании на программы дошкольного образования. По состоянию на 01.10.2016 выдано более 2 700 сертификатов (т.е. Сертификат получают родители детей независимо от формы собственности дошкольной организации).

В 2016 году открыто еще 4 частных организации, предоставляющих дошкольное образование, на 280 мест (Югорск, Нижневартовск, Ханты-Мансийск, Сургутский район). Всего в Югре функционируют 17 частных образовательных организаций (в том числе 1 филиал) на 1 661 место.

Кроме этого получают услуги:

по присмотру и уходу в 42 частных организациях и у индивидуальных предпринимателей, не имеющих лицензии на осуществление образовательной деятельности, 1 902 ребенка;

в группах кратковременного пребывания – 1 443 ребенка.

в трех семейных группах (г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский район) - 26 детей.

 

Реализуется пилотный проект «Билдинг–сад». Введены в эксплуатацию 5 «Билдинг-садов» на 376 мест, которые приобретены за счет средств бюджета автономного округа и местного бюджета под размещение дошкольных образовательных организаций (г. Сургут на 71 место, г. Нижневартовск на 83 места (2), Сургутский район на 120 мест, Ханты-Мансийск на 102 места, в том числе четыре имеют лицензию на осуществление образовательной деятельности на 328 мест (г. Нижневартовск (35 мест), г. Сургут (71 место), Ханты-Мансийск (102 места), Сургутский район (120 мест).

Сформирована нормативная база и регламент по применению «Сертификата дошкольника», обеспечивающего равное финансирование деятельности садиков вне зависимости от формы собственности. Обладатель сертификата может рассчитывать на госфинансирование независимо от того, какую он выбрал дошкольную организацию - частную или бюджетную. «Сертификата дошкольника» введен в автономном округе с 01.01.2016.

С 1 ноября 2016 года в автономном округе начата апробация системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (Сертификат дополнительного образования). Сертификат дополнительного образования (далее - Сертификат) позволяет ребенку выбирать программу дополнительного образования в любой организации, внесенной в реестр, вне зависимости от ее формы собственности, ведомственной принадлежности и рассчитывать на государственное обеспечение получаемой услуги в размере стоимости Сертификата.

В настоящее время Сертификат получили 1 200 детей в возрасте от 5 до 18 лет, из них 52 ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Номинальная стоимость сертификата на 2016-2017 учебный год установлена в среднем по округу в размере 16 419,48 рублей, для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов стоимость сертификата составит 16 887,48 руб.

Введение сертификата позволяет закрепить гарантии по оплате выбираемых услуг дополнительного образования в системе персонифицированного финансирования за детьми в возрасте от 5 до 18 лет, обеспечивать финансирование не содержания поставщиков, а конкретных оказываемых услуг, а также обеспечивает доступ к бюджетному финансированию негосударственных поставщиков услуг дополнительного образования.

1 ноября 2016 года на базе Учебно-производственного центра общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» открыта первая очередь третьего в Югре детского технопарка «Кванториум» г. Югорске, третьего в Югре, предусматривающая работу двух образовательных траекторий (IT-квантум, Robo-квантум).

В настоящее время более 250 детей от 5 до 18 лет из города Югорска и близлежащих населенных пунктов, получили возможность осваивать передовые технологии в области электроники, мехатроники и программирования на высокотехнологичном оборудовании по квалифицированных мастеров-наставников, а также готовиться к соревнованиям для молодых профессионалов по образовательной робототехнике и компетенциям JuniorSkills.

Одна из стратегических целей образования – обеспечение экономики квалифицированными кадрами. На территории Югры действуют 6 ресурсных центров и 2 многофункциональных центра прикладных квалификаций, во всех организациях профессионального образования работают центры содействия трудоустройству выпускников, организован мониторинг трудоустройства.

Действует Многофункциональный центр прикладных квалификаций (далее Центр) на базе Сургутского политехнического колледжа, деятельность которого ориентирована на подготовку кадров для машиностроения; энергетики; транспорта; автоматизации производства; строительства; сферы услуг. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих и специалистов осуществляется по заказам основных работодателей – ОАО «Сургутнефтегаз» и ОАО «Тюменьэнерго». В 2016 году более 1,3 тыс. специалистов этих предприятий прошли обучение, для учащихся общеобразовательных организаций Сургута, Сургутского и Нефтеюганского районов организованы экскурсии, в которых приняли участие более 2,5 тыс. школьников.

Совместно с нефтяной компанией ОАО «ЛУКОЙЛ» с 2014 года  реализуется проект на принципах государственного-частного партнерства «Создание многофункционального центра прикладных квалификаций в нефтяной отрасли на базе Когалымского политехнического колледжа», деятельность которого направлена на обеспечение непрерывной системы профессионального образования и профессиональной подготовки кадров, удовлетворение потребностей ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» и других  организаций городов Когалым, Урай, Лангепас и Покачи в квалифицированных кадрах рабочих и специалистов.

При поддержке компании была обновлена материально-техническая база колледжа, запущен нефтяной полигон для отработки первичных навыков; модернизированы учебные кабинеты, учебно-производственные мастерские  лаборатории нефтяного направления.

Наличие современной материально-технической базы позволило существенно расширить перечень видов реализуемых образовательных программ: в настоящее время пролицензированы 147 программ профессиональной подготовки и повышения квалификации (до реализации проекта осуществлялась профессиональная подготовка по 20 программам). 

Существенно трансформирована образовательная структура колледжа в части увеличения контингента обучающихся по краткосрочным программам более чем в 5 раз по заказам нефтяных компаний. По оценке итогов 2015 года более 6 тыс. работников отрасли прошли подготовку и переподготовку В г. Когалыме.

В 2015 году колледжу присвоен статус Многофункционального центра прикладных квалификаций, ориентированного на потребности в кадрах нефтегазовой отрасли.

Центр является отраслевым координатором деятельности образовательных организаций в гг. Когалыме, Лангепасе, Урай по обучению специалистов нефтегазовой отрасли.

Профессиональное образование автономного округа активно включилось в движение WorldSkills Russia.

В 2016 году в апреле 13 обучающихся приняли участие в полуфинале Национального чемпионата WSR «Молодые профессионалы» Уральского федерального округа в 9 компетенциях. По результатам участия в 7 компетенциях заняты призовые места.

3 победителя полуфинала Национального чемпионата WSR «Молодые профессионалы» Уральского федерального округа представили Югру на Финале Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) -2016 г. на площадке Крокус-Экспо (г. Красногорск Московской области) и заняли одно 2-е и два 3-х места,  

В ноябре 2016 года на базе Многофункционального центра прикладных квалификаций АУ «Сургутский политехнический колледж» состоялся II Региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Во II Региональном чемпионате приняли участие 135 конкурсантов, 171 эксперт из 25 образовательных организаций, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Впервые в рамках регионального чемпионата прошли соревнования JuniorSkills, в которых приняли участие 60 школьников.

В 2016 году проведены региональные олимпиады профессионального мастерства среди обучающихся профессиональных образовательных организаций Югры. Олимпиады проведены по 15 направлениям подготовки среднего профессионального образования.

Обучающиеся профессиональных образовательных организаций Югры приняли участие во всероссийских олимпиадах профессионального мастерства по 6 компетенциям.

Всего в олимпиадах профессионального мастерства приняли участие 120 обучающихся профессиональных образовательных организаций Югры.

Принята Концепция и «дорожная карта» по созданию инновационно-образовательного комплекса (Кампус) в г. Сургут как объединения научных, образовательных и социокультурных объектов, интегрирующихся в жизненное пространство автономного округа, при лидирующей роли инновационно-научной составляющей.

Перспективный образовательный компонент комплекса удовлетворит спрос на специалистов разных профилей и ответит потребностям региональной нефтегазовой промышленности в высококлассных профессионалах для осуществления технологической модернизации, стимулирующей экономический рост региона.

 

 

[1] Прогноз социально-экономического развития Югры 2016-2018

[2] Оценка Депэкономики Югры

[3] Включая инженерное обеспечение объекта «Профессиональное училище в г. Нягань»; расширение Сургутской специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида», мастерские, спортивный блок

[4] В том числе 8 детских садов в составе комплексов

[5] Распоряжение Правительства РФ от 19.10.1999 1683-р «Методика определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах социальной инфраструктуры»

[6] Показатель, установленный Указом Президента РФ от 07.05.2012 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

[7] Информация исполнительных органов государственной власти