Вы используете устаревший браузер — установите современный.
 /  Образование в Югре  /  Профессиональное образование  /  Прогноз кадровых потребностей Югры

Прогноз кадровых потребностей Югры

 

1. Общая характеристика рынка труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 

Динамичное развитие автономного округа во второй половине XX века способствовало привлечению огромного количества трудовых ресурсов из всех уголков страны. Динамика изменения численности населения
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры приведена в таблице 1.1

Год

1959

1970

1979

1989

1999

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Население, тыс. чел.

124

271

569

1268

1359

1512

1532

1537

1561

1584

1597

1612,1

 

1626,8

 

В 2016 году, по данным Российской службы статистики, в округе работает 667544 человека  (таблица 1.2). Большая часть (66%) населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры работает в пяти отраслях:

  • добыча полезных ископаемых;

  • транспорт и связь;

  • образование;

  • здравоохранение;

  • строительство.

Таблица 1.2 – Численность занятого населения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2016 году

Вид экономической деятельности

Работающих, чел. в 2015 г.

Работающих чел. в 2016 г.

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

1787

1592

Добыча полезных ископаемых

181835

194417

Обрабатывающие производства

28782

25830

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

38378

34451

Строительство

55201

49860

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

20823

 

17422

Гостиницы и рестораны

9988 

10655

Транспорт и связь

80773

76 459

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

46354

 

49007

Образование

67888

69346

Здравоохранение

57152

58217

 Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

22871

23834

Другие виды деятельности

57418

56454

Итого:

669250

667544

 

В начале 2000-х гг. прирост населения за счет межрегиональной миграции оказывал существенное влияние на региональный рынок труда. В настоящее время, миграционный приток сократился, но он до сих пор является одним из важных источников изменения трудовых ресурсов в регионе.

 

Таблица 1.3 Миграция населения в Ханты-Мансийском автономном
округе – Югре в 2015 и 2016 гг. (человек)

 

 

Справочно:

 

Январь - июль 2015г

Январь - июль 2016г.

число прибывших

число выбывших

миграционный прирост (+), снижение (-)

число прибывших

число выбывших

миграцион ный прирост (+), снижение (-)

Миграция

44699

45021

-322

47882

44646

3236

в пределах России

39108

43052

-3944

40430

42682

-2252

внутрирегиональная

15143

17026

-1883

15280

17053

-1773

межрегиональная

23965

26026

-2061

25150

25629

-479

международная

5591

1969

3622

7452

1964

5488

со странами СНГ и Балтии

5498

1899

3599

7371

1900

5471

с другими зарубежными странами

93

70

23

81

64

17

Внешняя (для региона) миграция

29556

27995

1561

32602

27593

5009

 

Значительный вклад в рынок труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры вносят кадры, работающие вахтовым методом. На данный момент в экономике округа занято порядка 90 тысяч человек работающих вахтовым методом, что составляет около 13,5% от занятого населения.

Система профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры сформировалась в девяностые годы прошлого века и в настоящее время не может полностью удовлетворить все потребности проживающего в регионе населения. По данным Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2015 г. выпуск общеобразовательных организаций округа составил 24 569 чел., в 2016 г. – 24 997 чел., из них по уровню основного общего образования (на базе 9 классов) в 2015 г. – 15 546 чел.,
в 2016 г. – 15868 чел.; по уровню среднего общего образования
(на базе 11 классов) в 2015 г. – 9023 чел., в 2016 г. – 9129 чел.

Ежегодный приём в учреждения профессионального образования (учреждения среднего профессионального образования, далее СПО, и учреждения высшего образования, далее ВО) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры составляет более 10,5 тысяч человек. Контрольные цифры приема на 2016/17 учебный год в вузы составляют 1057 чел. за счет средств бюджета РФ и 2471 чел. за счет средств бюджета автономного округа. В учреждения СПО за счет средств бюджета автономного округа было принято 4910 чел. за счет средств бюджета РФ - 600 чел. (филиалы ЮГУ).   

Даже учитывая значительное число внебюджетных студентов, очевидно, что масса выпускников школ округа получает профессиональное образование за пределами региона, и многие из них после выпуска не возвращаются в автономный округ.

Особенностью Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  является возрастная структура работающего населения. На рисунках 1.1, 1.2 представлена половозрастная структура занятых в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. В настоящее время наблюдается омоложение работников с высшим образованием и старение кадров со средним профессиональным образованием. При этом, доля работников с СПО в экономике региона составляет примерно 50%. Ситуация постепенно меняется,  к 2016 году доля поступивших в учреждения ВО составила 37 %, в учреждения СПО - 63%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С экономической точки зрения нормальной считается половозрастная структура работающих, в которой максимум работающих мужчин находится в возрасте 38-42 лет, женщин – в возрасте 35-38 лет. В этом случае, при приросте населения происходит естественное восполнение трудовых ресурсов. В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре максимум работающих мужчин с ВО находится в возрасте 26-30 лет, а женщин с ВО в возрасте 26-28 лет, что говорит о преобладании молодых возрастов в структуре занятых в экономике региона.

Возрастная структура занятых с СПО значительно отличается от структуры работающих с ВО. Максимум работающих мужчин имеют возраст 48-55 лет, а женщин – 50-54 года, что уже является предпенсионным возрастом. Несмотря на то, что многие специалисты СПО являются работающие пенсионеры, возможность их ухода с работы нельзя не учитывать.  

 

2. Методика прогнозирования кадровых потребностей.

 

В Югорском государственном университете разработана методика прогнозирования кадровых потребностей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Методика использует разработанную математическую модель регионального рынка труда, математическую модель изменения макроэкономических показателей. Для прогнозирования параметров рынка труда и экономики региона используются разработанные способы прогнозированная, основанные на использовании нейронных сетей [свидетельства на регистрацию программ ЭВМ №2013661768, №2013661711, №2013661770, №2013661769].

Математические модели методики прогнозирования обеспечивают исследование взаимного влияния следующих параметров региона:

  • баланс трудовых ресурсов по видам экономической деятельности;

  • количество безработных на рынке труда;

  • валовой региональный продукт по видам экономической деятельности;

  • показатель инфляции за год;

  • дефлятор по видам экономической деятельности;

  • инвестиции по видам экономической деятельности;

  • планируемые инвестиции по видам экономической деятельности;

  • рост объемов производства по видам экономической деятельности;

  • стоимость основных фондов;

  • степень износа основных фондов;

  • численность граждан пенсионного возраста;

  • численность работающих пенсионеров;

  • половозрастное распределение занятого в экономике населения округа по видам экономической деятельности, уровням образования;

  • половозрастное распределение миграционных потоков по уровням образования и укрупненным группам специальностей;

  • количество специалистов, работающих в округе вахтовым способом;

  • количество иностранных работников по видам экономической деятельности;

  • численность занятых мужчин и женщин в отраслях экономики;

  • доля занятых мужчин и женщин в отраслях экономики по уровням образования;

  • коэффициент рождаемости на 1000 человек населения округа, каждый пол отдельно;

  • коэффициент смертности на 1000 человек населения округа, каждый пол отдельно;

  • коэффициент естественного прироста на 1000 человек населения округа;

  • численность населения округа;

  • структура занятых в экономике по уровню образования и видам экономической деятельности;

  • численность населения по возрастам и уровням образования, проживавшего и работавшего в округе по переписи населения 2002 и 2010 годов;

  • численность занятых по отраслям согласно ОКВЭД;

  • численность выпускников учреждений профессионального образования;

  • численность выпускников 9 и 11 классов;

  • региональный заказ на подготовку кадров.

 

Для прогнозирования динамики изменения параметров модели регионального рынка труда и макроэкономических показателей используется инструмент нейросетевого моделирования. Любая задача прогнозирования стремится к такому решению, то есть к выбору такой математической модели (выявление взаимосвязей исследуемых параметров), при котором данные, полученные в ходе прогнозирования, как можно больше соответствуют реальным значениям. Нахождение оптимальной модели является крайне затруднительной задачей и зависит от исследуемого объекта и набора исходных данных [Крянев А.В. Математические методы обработки неопределенных данных]. Особенностью социально-экономических систем является огромное количество параметров и сложно формализуемые связи между ними. Это делает процесс классического моделирования крайне трудоемким и неэффективным.

         Для решения задачи исследования динамики развития социально-экономических систем необходима методика, которая самостоятельно определяет оптимальную модель на основе входных данных. Такими возможностями обладают искусственные нейронные сети, построенные по принципу организации биологических нейронных сетей [Рассел С., Норвиг П. Искусственный интеллект: современный подход], способные к обучению, самоорганизации и адаптации.

Нейронная сеть состоит из совокупности нейронных элементов и связей между ними. На вход нейронной сети подается обучающая выборка, состоящая из параметров модели, оказывающих влияние на прогнозируемый элемент. Например, для прогнозирования численности занятых в добывающей отрасли необходимо на вход нейронной сети подать данные о динамики добычи полезных ископаемых, инвестициях в отрасль, планы роста добычи, цена на нефтепродукты и т.д. Нейронная сеть, будет обучаться на основе загруженных данных и построит нелинейную модель зависимости численности занятых в добывающей отрасли от динамики изменения множества параметров. На рисунке 2.1 представлена топология однослойной нейронной сети.

В Югорском государственном университете разработана методика, которая сочетает в себе подходы классического моделирования и моделирования с применением инструмента нейронных сетей. Классическое моделирование используется при формализации общих зависимостей и выводов, а нейронные сети для определения связей между множеством параметров и прогнозирования поведения одних параметров при известном поведении других параметров.

 

 

 

В 2016 году на основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №199/503 от 28 апреля 2016 года «Об утверждении методики расчета основных параметров потребности  в трудовых ресурсах для целей реализации государственных программ» были внесены корректировки в методику прогнозирования рынка труда ЮГУ.

Для определения кадровой потребности региональной экономики посредством вышеуказанных моделей определяется:

  1. Количество работников, необходимое экономике

    Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для развития в рамках принятых социально-экономических программ;

  2. Количество работников, которыми будет располагать экономика региона на прогнозный период с учетом выхода на пенсию, призыва в армию, декретного отпуска, болезней, смертности и т.д.;

  3. Количество работников, которые будут подготовлены региональной системой профессионального образования;

  4. Количество работников, которые вернутся в округ после учебы за пределами региона;

  5. Миграционный прирост по всем уровням профессионального образования.

 

С учетом прогнозирования вышеперечисленных параметров определяются кадры, которые необходимо будет подготовить либо дополнительно привлечь в регион для обеспечения необходимого развития экономики региона.

 

 

3. Прогноз кадровых потребностей.

 

В таблицах 3.1-3.2 представлен прогноз потребностей в кадрах с ВО до 2021 года.

 

  Таблица 3.1 – Прогноз потребности в кадрах с высшим образованием по видам экономической деятельности

 

Виды экономической деятельности

2016

2017

2018

2019

2020

2021

1

Добыча полезных ископаемых

116

192

303

454

742

754

2

Обрабатывающие производство

82

133

200

285

421

380

3

Распределение газа и воды

60

96

140

201

327

297

4

Образование

41

83

141

220

366

420

5

Здравоохранение

31

97

192

323

632

558

6

Гос. управление

98

179

286

424

654

650

7

Финансовая деятельность

17

26

37

56

79

77

8

Операции с недвижимым имуществом

154

263

415

616

914

865

9

Гостиницы и рестораны

7

7

9

11

12

10

10

Прочие коммунальные услуги

35

61

87

125

192

183

11

Строительство

36

56

90

139

224

190

12

Транспорт и связь

104

169

259

378

554

449

13

Торговля

35

62

100

147

217

213

14

Сельское и рыбное хозяйство

11

12

12

13

13

12

 

Таблица 3.2 – Прогноз потребности в кадрах с высшим образованием по укрупненным группам специальностей

УГС

Наименование

Потребность

2016

2017

2018

2019

2020

2021

01.00.00

Математика и механика

-15

-15

-9

5

31

36

02.00.00

Компьютерные и информационные науки

-22

-22

-13

7

70

82

03.00.00

Физика и астрономия

-39

-52

-63

-69

-72

-78

04.00.00

Химия

-39

-52

-63

-69

-74

-80

05.00.00

Науки о земле

-39

-52

-63

-69

-75

-81

06.00.00

Биологические науки

-39

-52

-63

-69

-76

-82

07.00.00

Архитектура

17

42

73

112

170

208

08.00.00

Техника и технологии строительства

39

97

169

260

356

470

09.00.00

Информатика и вычислительная техника

9

26

56

100

149

201

10.00.00

Информационная безопасность

21

34

48

64

81

100

11.00.00

Электроника, радиотехника и системы связи

118

176

248

338

418

499

12.00.00

Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии

15

26

39

56

82

105

13.00.00

Электро- и теплоэнергетика

154

200

265

352

465

566

15.00.00

Машиностроение

38

50

66

88

129

140

16.00.00

Физико-технические науки и технологии

-7

-6

-4

2

21

18

18.00.00

Химические технологии

1

5

11

19

30

42

19.00.00

Промышленная экология и биотехнологии

1

5

11

19

30

45

20.00.00

Техносферная безопасность и природообустройство

6

25

56

100

144

190

21.00.00

Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия

-83

-61

-7

88

310

400

22.00.00

Технологии материалов

11

27

54

91

139

179

23.00.00

Техника и технологии наземного транспорта

205

353

541

773

1070

1365

24.00.00

Авиационная и ракетно-космическая техника

14

22

32

44

56

66

25.00.00

Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники

14

22

32

44

56

66

26.00.00

Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта

13

28

48

73

100

129

27.00.00

Управление в технических системах

25

61

117

196

258

322

28.00.00

Нанотехнологии и наноматериалы

13

20

28

38

49

59

29.00.00

Технологии легкой промышленности

-11

3

21

46

76

100

30.00.00

Фундаментальная медицина

0

1

2

2

4

4

31.00.00

Клиническая медицина

21

43

71

107

116

102

32.00.00

Науки о здоровье и профилактическая медицина

5

10

16

24

40

56

33.00.00

Фармация

5

10

16

24

40

56

34.00.00

Сестринское дело

16

34

57

85

140

170

35.00.00

Сельское, лесное и рыбное хозяйство

-5

4

20

40

66

85

36.00.00

Ветеринария и зоотехния

0

0

1

2

2

2

37.00.00

Психологические науки

-100

-146

-189

-227

-218

-210

38.00.00

Экономика и управление

-2011

-2910

-3754

-4532

-4970

-4970

39.00.00

Социология и социальная работа

-90

-112

-125

-125

-104

-104

40.00.00

Юриспруденция

-150

-219

-284

-340

-260

-260

41.00.00

Политические науки и регионоведение

-7

-10

-13

-15

-29

-29

42.00.00

Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело

-39

-53

-65

-75

-96

-96

43.00.00

Сервис и туризм

-189

-271

-348

-419

-393

-393

44.00.00

Образование и педагогические науки

-1

43

107

199

125

125

45.00.00

Языкознание и литературоведение

-33

-49

-63

-76

-77

-83

46.00.00

История и археология

-7

-10

-13

-15

-47

-53

47.00.00

Философия, этика и религиоведение

-7

-10

-13

-15

-11

-11

48.00.00

Теология

-7

-10

-13

-15

-11

-11

49.00.00

Физическая культура и спорт

-17

-24

-32

-38

-84

-84

50.00.00

Искусствознание

-46

-63

-78

-91

-86

-86

51.00.00

Культуроведение и социокультурные проекты

-39

-53

-65

-75

-121

-121

52.00.00

Сценические искусства и литературное творчество

-20

-27

-33

-38

-37

-37

53.00.00

Музыкальное искусство

-20

-27

-33

-38

-37

-37

54.00.00

Изобразительное и прикладные виды искусств

-20

-27

-33

-38

-50

-50

55.00.00

Экранные искусства

-20

-27

-33

-38

-37

-37

 

На рисунке 3.1 представлен график наибольших абсолютных значений потребности по направлениям ВО в 2021 году. Среди наиболее востребованных отсутствуют гуманитарные специальности, за исключением направлений связанных со здравоохранением. Наиболее востребованными являются технические специальности. При этом потребность по этим специальностям будет возрастать в связи с недостаточными объемами подготовки и значительным оттоком кадров с высшим образованием.

 

 

Рисунок 3.1 - Прогноз потребности в кадрах с высшим образованием

в 2021 году

 

Данные 2021 года спрогнозированы с учетом изменения контрольных цифр приема в 2015 и 2016 гг.

Наиболее востребованными направлениями подготовки кадров с ВО на 2021 год предполагаются следующие:

  • техника и технологии наземного транспорта;

  • электро- и теплоэнергетика;

  • электроника, радиотехника и системы связи;

  • техника и технологии строительства;

  • образование и педагогические науки;

  • управление в технических системах;

  • архитектура;

  • клиническая медицина;

  • информатика и вычислительная техника;

  • техносферная безопасность и природообустройство;

  • технологии материалов;

  • машиностроение;

  • прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия;

  • сестринское дело;

  • техника и технологии кораблестроения и водного транспорта;

  • информационная безопасность;

  • фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии;

  • технологии легкой промышленности;

  • аэронавигация и эксплуатация авиационной техники.

 

На эти 19 направлений профессиональной подготовки приходится более 90% всех потребностей региона в кадрах с ВО.

 

К наименее востребованным направлениям подготовки ВО на 2021 год предполагаются следующие:

  • экономика и управление;

  • сервис и туризм;

  • юриспруденция;

  • психологические науки;

  • социология и социальная работа;

  • искусствознание;

  • языкознание и литературоведение;

  • средства массовой информации и информационно - библиотечное дело;

  • культуроведение и социокультурные проекты;

  • физика и астрономия;

  • химия;

  • науки о земле;

  • биологические науки;

  • физическая культура и спорт;

  • сценические искусства и литературное творчество;

  • музыкальное искусство;

  • изобразительное и прикладные виды искусств;

  • экранные искусства;

  • политические науки и регионоведение.

 

В 2016 году контрольные цифры приема в учреждениях ВО были распределены согласно среднесрочному прогнозу кадровых потребностей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. При этом в скорректированном прогнозе прослеживается положительная динамика по заполнению вакансий, появляющихся по следующим направлениям подготовки:

  • 00.00 - Математика и механика;

  • 00.00 - Техника и технологии строительства;

  • 00.00 - Информатика и вычислительная техника;

  • 00.00 - Электроника, радиотехника и системы связи;

  • 00.00 - Электро- и теплоэнергетика;

  • 00.00 - Техносферная безопасность и природообустройство;

  • 00.00 - Управление в технических системах;

  • 00.00 - Клиническая медицина;

  • 00.00 - Образование и педагогические науки.

       Потребность по этим направлениям имела тенденцию к увеличению, однако после приема 2016/2017 года ситуация улучшилась и дефицит кадров в 2021 году уменьшится.

Снижение потребности в кадрах к 2021 году имеют  следующие направления подготовки:

  • 00.00 Физика и астрономия;

  • 00.00 Химия;

  • 00.00 Науки о земле;

  • 00.00 Биологические науки;

  • 00.00 Психологические науки;

  • 00.00 Экономика и управление;

  • 00.00 Социология и социальная работа;

  • 00.00 Юриспруденция;

  • 00.00 Политические науки и регионоведение;

  • 00.00 Средства массовой информации и информационно - библиотечное дело;

  • 00.00 Сервис и туризм;

  • 00.00 Языкознание и литературоведение;

  • 00.00 История и археология;

  • 00.00 Физическая культура и спорт;

  • 00.00 Культуроведение и социокультурные проекты;

  • 00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств.

 

Таблица 3.3 – Прогноз потребности в кадрах со средним профессиональным образованием по видам экономической деятельности

 

Виды экономической деятельности

2016

2017

2018

2019

2020

2021

1

Добыча полезных ископаемых

680

1174

2120

3289

4599

4460

2

Обрабатывающие производство

157

242

410

621

865

807

3

Распределение газа и воды

190

278

455

687

957

889

4

Образование

91

146

243

516

938

926

5

Здравоохранение

320

558

1117

1778

2500

2480

6

Гос. управление

147

241

411

669

1006

890

7

Финансовая деятельность

26

44

81

128

184

156

8

Операции с недвижимым имуществом

105

168

311

518

788

768

9

Гостиницы и рестораны

10

13

18

30

46

41

10

Прочие коммунальные услуги

31

47

79

133

214

219

11

Строительство

111

176

418

741

1097

1089

12

Транспорт и связь

340

532

922

1403

1947

1578

13

Торговля

104

178

333

523

764

760

14

Сельское и рыбное хозяйство

12

14

18

26

34

32

 

Из таблиц 3.1, 3.3 видно, что в округе наблюдается кадровая потребность во всех 14 видах экономической деятельности.

 

В таблице 3.4 представлен прогноз кадровых потребностей
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в рамках укрупненных групп специальностей (далее – УГС) профессионального и высшего образования.

 

Таблица 3.4 - Прогноз потребности в кадрах со средним профессиональным образованием по укрупненным группам специальностей.

 

УГС

Наименование

Потребность

2016

2017

2018

2019

2020

2021

08.00.00

Техника и технологии строительства

-65

-18

113

270

437

468

09.00.00

Информатика и вычислительная техника

-31

-19

57

115

204

267

11.00.00

Электроника, радиотехника и системы связи

223

335

481

651

837

791

12.00.00

Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии

81

116

157

205

258

282

13.00.00

Электро- и теплоэнергетика

286

376

636

957

1313

1392

15.00.00

Машиностроение

71

94

159

239

328

345

18.00.00

Химические технологии

-1

1

4

8

13

15

19.00.00

Промышленная экология и биотехнологии

-1

1

4

8

13

14

20.00.00

Техносферная безопасность и природообустройство

203

318

451

598

754

800

21.00.00

Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия

283

574

1071

1675

2114

2284

22.00.00

Технологии материалов

125

224

378

567

776

823

23.00.00

Техника и технологии наземного транспорта

192

302

630

1031

1475

1549

24.00.00

Авиационная и ракетно-космическая техника

11

16

25

37

49

54

26.00.00

Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта

-5

-3

10

29

51

57

29.00.00

Технологии легкой промышленности

-32

-34

-23

-6

17

18

31.00.00

Клиническая медицина

110

195

415

666

928

1012

34.00.00

Сестринское дело

88

155

330

530

739

784

35.00.00

Сельское, лесное и рыбное хозяйство

-8

-3

8

26

48

51

36.00.00

Ветеринария и зоотехния

1

2

3

5

7

8

38.00.00

Экономика и управление

302

564

1137

1812

2546

2725

39.00.00

Социология и социальная работа

-22

-9

138

215

301

419

43.00.00

Сервис и туризм

-138

-184

-105

2

119

131

46.00.00

История и археология

-2

-3

-1

1

3

4

49.00.00

Физическая культура и спорт

-5

-7

-3

2

7

8

51.00.00

Культуроведение и социокультурные проекты

-14

-15

-6

5

19

21

53.00.00

Музыкальное искусство

-7

-7

-3

3

10

11

 

На рисунке 3.2 представлены наиболее востребованные в абсолютном значении направления подготовки СПО. Абсолютные значения кадровой потребности дают представление о количестве работников, которых необходимо привлечь или подготовить для развития экономики региона.

 

Рисунок 3.1 - Прогноз потребности в кадрах со средним профессиональным образованием в 2021 году

 

В целом, прогноз выявил тенденцию к увеличению потребности в кадрах с СПО практически по всем УГС.

2 ноября 2015 г. Минтруда России приказом № 831 был утвержден список наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования  – ТОП-50.

Региональная модель подготовки кадров по наиболее востребованным на рынке труда автономного округа представлена списком ТОП-57, утвержденным приказом Департамента образования и молодежной политики автономного округа от 18 декабря 2015 г., № 1701.

В автономном округе в 2016 году реализуется 12 образовательных  программ СПО из утвержденного списка ТОП-50, а именно:

- автомеханик, 

- мастер столярно-плотницких работ,

- парикмахер,

- повар-кондитер,

- программист,

- сантехник,

- сварщик,

- слесарь,

- специалист в области контрольно-измерительных приборов и автоматики (по отраслям),

- токарь-универсал,

- техник по автоматизированным системам управления технологическими процессами (автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям),

- электромонтажник.

К 2020 году в округе предполагается открытие еще 24 программ подготовки из списка наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий.

Наиболее востребованные направления подготовки кадров к 2021 году по программам СПО в округе предполагаются следующие:

  • экономика и управление;

  • прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия;

  • техника и технологии наземного транспорта;

  • электро- и теплоэнергетика;

  • клиническая медицина;

  • техносферная безопасность и природообустройство;

  • электроника, радиотехника и системы связи;

  • технологии материалов;

  • сестринское дело;

  • социология и социальная работа;

  • техника и технологии строительства;

  • управление в технических системах;

  • машиностроение;

  • приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии;

  • образование и педагогические науки;

  • науки о здоровье и профилактическая медицина;

  • фармация;

  • информатика и вычислительная техника.

 

Следует отметить, что в настоящее время часть гуманитарных специальностей СПО на рынке труда замещаются выпускниками высших учебных заведений смежных специальностей. Особенно это характерно для специальностей группы «Экономика и управление», а также таких высокотехнологичных УГС как «информатика и вычислительная техника», «электроника, радиотехника и системы связи», «электро- и теплоэнергетика» (таблицы 3.2 и 3.4). Для этих групп специальностей уровень бакалавриата и прикладного бакалавриата обеспечивает полноценное кадровое обеспечение высокотехнологичного производства и заполнение инженерно-технических должностей (кроме должностей разработчика, ведущего инженера, ведущего конструктора).