Вы используете устаревший браузер — установите современный.
 /  Реализация

Реализация

7 мая 2012 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным были подписаны Указы, которые стали фундаментом для достижения стратегических целей государства. Они направлены на обеспечение высоких показателей социально-экономического развития страны, в первую очередь в сферах экономики, здравоохранения, образования, демографической и жилищной политики, а также государственного управления.

Фактически Президентом поставлены конкретные задачи по изменению важных сфер нашей жизни. «Дорожные карты»отражают основные направления президентской политики на весь период полномочий, в них указаны приоритетные направления развития страны до 2018 года и те достижения, которых страна должна добиться в этих приоритетных социальных направлениях.

Вслед за федеральной дорожной картой«Изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности образования и науки», принятой в декабре 2012 года, в феврале 2013 годаПравительством Югрыутверждена аналогичная карта, и 22 муниципальные «дорожные карты».
 
«Дорожная карта» - это вид планирования, подробный сценарий  реализации основных направлений, мероприятий изменения сферы образования.  Такая картаувязывает между собой видение, стратегию и план развития образования и науки и выстраивает во времени основные шаги этого процесса, позволяет просматривать вероятные сценарии развития. То есть на федеральном уровне заданы высокие целевые значения показателей социально-экономического развития, но вот темп их достижения, определен регионом с учетом оптимальных путей с точки зрения ресурсной затратности и экономической эффективности.
 
Приоритеты образовательной политики, закрепленные в этом документе:
1.  Увеличение заработной платы педагогов.
2.  Доступность дошкольного образования.
3.  Увеличение количества детей, пользующихся услугами дополнительного образования.
4.  Подготовка высококвалифицированных кадров для экономики региона.
 
Важно отметить: «дорожные карты» к этим четыремнаправлениям не сводятся. Это ключевые приоритеты для ближайшего времени.
 
Структура «дорожной карты» предполагает охват всех уровней образования с учетом мероприятий направленных на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенных с этапами перехода к эффективному контракту.
 
В настоящее время во всех образовательных организациях ведется работа по переходу на «эффективный» контракт. Окончательный переход будет осуществлен до конца 2014 года с соблюдением норм трудового законодательства.
 
В целях исполнения положений Указов Президента Российской Федерации по повышению заработной платы отдельных категорий педагогических работников в автономном округе отраслевым органом исполнительной власти ежемесячно осуществляется мониторинг уровня заработной платы по отдельным категориям педагогических работников.
 
В целях повышения качества предоставляемых образовательных услуг вХанты-Мансийском автономном округе – Югре проводятся мероприятия по оптимизации сети образовательных организаций, включая создание и реорганизацию образовательных организаций, следствием которых является повышение эффективности бюджетных расходов.
 
Результаты мониторинга за 9 месяцев текущего года показывают, что вХанты-Мансийском автономном округе – Югре будет обеспечено  достижение целевых показателей уровня заработной платы по всем категориям педагогических работников, определенных Указами Президента Российской Федерации. 

 
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата отдельных категорий работников социальной сферы и науки, прописанных в программных указах Президента Российской Федерации
Категории работников
январь-сентябрь 2013 года (рублей)
январь-сентябрь 2014 года (рублей)
Целевой показатель на 2014 год,(%)
Отношение к прогнозу средней заработной платы в регионе за 9 месяцев 2014 года (%)
педагогические работники дошкольных образовательных учреждений
39 469,2
48 878,6
100
101,5
педагогические работники образовательных учреждений общего образования
54 519,1
59 869,8
100
105,8
педагогические работники учреждений дополнительного образования детей
39 938,7
45 854,4
80
78,1
преподаватели и мастера производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования
51 270,4
62 950,7
105,0
111,3
преподаватели образовательных учреждений высшего профессионального образования
74 309,6
93 874,7
155,4
166,0
научные сотрудники (подведомственные организации)
72 574,5
76 275,8
96,1
134,8

За 9 месяцев 2014 года в автономном округе создано 5 686 новых мест для детей дошкольного возраста, в том числе за счет: строительства – 1 720 мест, за счет эффективного использования площадей – 3 846 мест, за счет негосударственного сектора – 120 мест.
 
В 2014 году запланировано к вводу 22 объекта дошкольного образования на 4 225 мест. Из них введено в эксплуатацию 8 объектов дошкольного образования на 1 720 мест.
 
В 2015 году планируется к вводу 55 объектов мощностью на 10 408 мест.
 
7 августа 2014 года принято распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 440-рп «О плане мероприятий («дорожной карте») по формированию и реализации пилотного проекта дошкольного образования Билдинг-сад» вХанты-Мансийском автономном округе – Югре на период 2014-2015 годы», что позволит:
1) увеличить количество мест в дошкольных образовательных организациях за счет развития негосударственного сектора данных услуг;
2) создать социальные и инфраструктурные условия для улучшения качества жизни семей;
3) обеспечить организационную, методическую, финансовую поддержку негосударственных дошкольных образовательных организаций;
4) обеспечить снижение финансовой нагрузки на бюджет автономного округа и бюджеты муниципальных образований за счет привлечения внебюджетных источников, как к строительству зданий (помещений) для размещения дошкольных образовательных организаций, так и к их содержанию.
 
В настоящее время в городе Ханты-Мансийске на первом этаже 7-ми этажного жилого дома функционирует первая негосударственная дошкольная образовательная организация – «Билдинг-сад» на 60 мест. 
 
Всего до 2016 года планируется создать 8 «Билдинг-садов» общей мощностью на 719 мест.
 
В результатепроводимых мероприятий по ликвидации очередности в дошкольных образовательных организациях в2014 году увеличился охват детей от 3 до 7 лет дошкольным образованием  до 90,1%, (2013 год – 84,9%).
 
По состоянию на 01.10.2014 численность детей, нуждающихся в устройстве в детские сады, но такими местами не обеспеченными, составляет 8 659 человек, (на 01.04.2014– 13 098 чел.; на 01.07.2014– 10 972 чел).
 
К 1 января 2016 года детям в возрасте от 3 до 7 лет будет обеспечена 100% доступность дошкольного образования.
В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в полном объеме осуществлен переход на федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся начальных классов, кроме того 13,4% образовательных организаций реализуют ФГОС основного общего образования в опережающем режиме.
 
При разработке основных образовательных программ учитываются социокультурные традиции региона (этнокультурная и экологическая)
 
Ежегодно не менее 20% руководителей и педагогических работников повышают свою квалификацию.
 
Две трети образовательных организаций активно развивают альтернативные формы оценивания: накопительную систему оценивания (портфолио), проектные, творческие, исследовательские работы.
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра включен Министерством образования и науки Российской Федерации в перечень 21 стажировочной площадки по внедрению стандарта профессиональной деятельности педагога. Профилем деятельности стажировочной площадки, созданной вХанты-Мансийском автономном округе – Югре, является аттестация педагогов с учетом требований стандарта профессиональной деятельности педагога.
 
В 22 муниципальных образованиях (100 %) разработаны муниципальные сетевые модели реализации дополнительного образования детей, которые можно классифицировать по двум видам:
   1. Кооперация ресурсов и обмен ресурсами организаций общего и дополнительного образования детей (предоставление на договорной основе помещений для проведения занятий в рамках кружков, секций, клубов и др. по различным направлениям внеурочной деятельности, выделение ставок педагогов дополнительного образования, которые  обеспечивают реализацию общеобразовательными организациями широкого спектра программ внеурочной деятельности, взаимообучение специалистов, обмен опытом и т.д.).
   2. Интеграция ресурсов организаций-партнеров (градообразующие предприятия, музей, спортивные комплексы) и образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы по приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития  в форме заключения соглашений о сотрудничестве, в том числе в части предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.).
 
В целях качественной организации образовательного процесса, предоставления услуг по дополнительному образованию в государственную программу Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования вХанты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014 – 2020 годы» (утв. постановлением Правительства ХМАО – Югры от 09.10.2013 года № 413-п) включен раздел «Дополнительное образование детей». С целью распространения и методического сопровождения внедрения современных региональных и муниципальных моделей организации дополнительного образования детей Департаментом разработана и утверждена Концепция дополнительного образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в которой представлена целостная модель открытого образования в регионе с представлением подробной       организационно-управленческой структуре.
 
Во всех муниципальных образованиях приняты долгосрочные программы по развитию образования, содержащие раздел «Дополнительное образование детей»,  разработаны «дорожные карты» по развитию образования, в том числе дополнительного.
 
За I полугодие 2014 года в муниципальных образованиях было разработано 23 нормативно-правовых акта,  направленных на реализацию мероприятий по развитию дополнительного образования детей, в том числе с целью:
    - создания совещательных, консультативных органов по направлениям дополнительного образования;
    - определения финансового обеспечения, поощрения работников сферы образования (в том числе, дополнительного);
    - определения порядка, регламента предоставления муниципальных услуг в сфере дополнительного образования.
      С целью обновления методического обеспечения, совершенствования содержания по различным направлениям  дополнительного образования в регионе в I полугодии 2014 года разработаны и направлены в адрес муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования следующие методические рекомендации.
         Одна из стратегических целей образования – обеспечение экономики квалифицированными кадрами. В этой связи возрастает роль инженерного образования как основы для инновационного развития экономики автономного округа.
 
Вузы и колледжи, расположенные на территории Югры готовят специалистов среднего звена и рабочие кадры по 133 специальностям и профессиям среднего профессионального образования и 83 направлениям подготовки высшего образования для ведущих отраслей экономики автономного округа: нефтегазовой строительной, транспортной, энергетической и социальной сферы. Технические специальности и инженерные направления составляют более 40% от общего числа специальностей и направлений подготовки: это «Транспорт», «Энергетика», «Строительство». В 2014 году осуществлен первый набор по направлению подготовки – «Нефтегазовое дело». А в 2015 году состоится первый выпуск специалистов по направлениям «Энергетика», «Строительство» вНижневартовском и Сургутском государственных университетах и более 150 молодых специалистов придут на предприятия и в организации автономного округа.
 
Структура распределения бюджетных мест последовательно меняется в пользу приоритетных для социально-экономического развития региона специальностей, связанных с нефтедобычей, строительством, электроэнергетикой и транспортом.
 
Так, если в 2010 году прием на инженерно-технические направления подготовки в вузах автономного округа составлял до 18% от общего числа зачисленных на 1-й курс, то в 2014 году составил 32%.
Взаимодействие с потенциальными работодателями по интеграции образования в производство, формирование и развитие образовательных программ, отвечающим современным требованиям рынка труда организуется и через создание базовых кафедр, деятельность которых направлена на усиление связи обучения с производством.
 
Югорский государственный университет – кафедра «Жилищное строительство, управление и девелоперскими проектами» на базе ООО «Северные строительные технологии».
Сургутский государственный университет – кафедры в ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Мегафон», ОАО «ВымпелКом» (Билайн), ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС).
Базовой кафедрой «Управление жизненным циклом информационных систем» (ОАО «Сургутнефтегаз»), с 2013 года осуществляется целевая подготовка 10 магистрантов по направлению «Информационные системы и технологии». Образовательная программа реализуется при активном участии специалистов ОАО «Сургутнефтегаз». В 2014 году осуществлен целевой набор еще 15 магистрантов. 
 
Одним из направлений повышения качества инженерного образования является развитие непрерывного инженерно-технического образования с учетом принципа концентрации материальных и человеческих ресурсов. Для этого в округе созданы ресурсные центры. Сейчас их 6 – в сфере IT-технологий, машиностроения и энергетики, строительного, транспортного, лесопромышленного комплексов Югры.
 
Создаются в округе и многофункциональные центры прикладных квалификаций. В апреле 2013 года создан Многофункциональный центр прикладных квалификаций на базе Сургутского политехнического колледжа, деятельность которого ориентирована на подготовку кадров 6 отраслей: машиностроение; энергетика; транспорт; автоматизация производства; строительство; сфера услуг. На основании подписанных соглашений о партнерстве с работодателями ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Тюменьэнерго» о профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации специалистов в 2013 году на базе многофункциональных центров прошли подготовку и переподготовку более 6 тыс. человек.
 
В 2015 году в Югре будет действовать 2 многофункциональных центра.

 

 Сведения о результатах реализации «дорожной карты» «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки вХанты-Мансийском автономном округе – Югре»

(за 3 квартал 2014 года)
№             п/п
Наименование показателя
Единица измерения
Документ программно-целевого планирования
2013
2014
январь-декабрь (оценка)
план
отчетный период (оценка)*
1
Отношение средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации
процентов
Государственная программа автономного округа "Развитие образования вХанты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы"
105,6
100,0
105,8**
2
Отношение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений к средней заработной плате в сфере общего образования в субъекте Российской Федерации
процентов
Государственная программа автономного округа "Развитие образования вХанты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы"
96,9
100,0
101,5***
3
Отношение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации
процентов
Государственная программа автономного округа "Развитие образования вХанты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы"
109,1
105,0
111,3**
4
Отношение средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации
процентов
Государственная программа автономного округа "Развитие образования вХанты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы"
143,6
155,4
166,0**
5
Отношение средней заработной платы научных сотрудников к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации
процентов
Государственная программа автономного округа "Развитие образования вХанты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы"
93,9
96,1
134,8**
6
Доступность дошкольного образования (Отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования)
процентов
Государственная программа автономного округа "Развитие образования вХанты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы"
89,8
92,9
89,8
7
Доля занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения соответствующей возрастной группы
процентов
Государственная программа автономного округа "Развитие образования вХанты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы"
18,8
20,0
18,8
8
"Охват детей в возрасте 5-18 лет программами дополнительного образования , в общей численности детей в возрасте 5-18 лет"
процентов
Государственная программа автономного округа "Развитие образования вХанты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы"
58,3
62,0
58,3
9
Доля образовательных учреждений высшего профессионального образования во внутренних затратах на исследования и разработки
процентов
Государственная программа автономного округа "Развитие образования вХанты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы"
6,8
8,0
6,8
10
Доля государственных (муниципальных) образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общей численности государственных (муниципальных) образовательных учреждений, реализующих программы общего образования
процентов
Государственная программа автономного округа "Развитие образования вХанты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы"
11,3
11,0
11,3
11
Численность воспитанников организаций дошкольного образования в расчете на 1 педагогического работника
человек
распоряжение Правительства ХМАО – Югры от 9 февраля 2013 года № 45-рп «О плане мероприятий («дорожной карте») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки вХанты-Мансийском автономном округе – Югре»
9,4
9,4
9,4
12
Численность обучающихся в расчете на 1 педагогического работника
человек
распоряжение Правительства ХМАО – Югры от 9 февраля 2013 года № 45-рп «О плане мероприятий («дорожной карте») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки вХанты-Мансийском автономном округе – Югре»
12,25
12,3
12,25
13
Численность обучающихся по программам профессионального обучения и среднего профессионального образования в расчете на 1 работника, относящегося к категориям преподавателей или мастеров производственного обучения****
человек
распоряжение Правительства ХМАО – Югры от 9 февраля 2013 года № 45-рп «О плане мероприятий («дорожной карте») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки вХанты-Мансийском автономном округе – Югре»
11,51
11,67
11,51
14
Численность студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, в расчете на одного работника профессорско-преподавательского состава
человек
распоряжение Правительства ХМАО – Югры от 9 февраля 2013 года № 45-рп «О плане мероприятий («дорожной карте») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки вХанты-Мансийском автономном округе – Югре»
11,2
11,2
11,2
*
показатели касающиеся заработной платы указаны за январь-сентябрь  2014 (оперативная информация)
**
Показатели посчитаны к среднемесячной заработной плате в автономном округе за январь-сентябрь  2014 года 56 563,8  тыс. руб.
***
Прогнозная среднемесячная заработная плата в сфере общего образования за январь-сентябрь  2014 года 48 140,8тыс. руб.
****
В связи с тем, что вХанты-Мансийском автономном округе – Югре высока доля обучающихся по направлениям подготовки, требующим деление на погдруппы для производственного обучения значение показателя ниже значения федерального показателя.