Вы используете устаревший браузер — установите современный.
 /  Документы  /  Распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  /  Распоряжение Правительства ХМАО - Югры №685-рп от 27.11.2015

Распоряжение Правительства ХМАО - Югры №685-рп от 27.11.2015

О СОЗДАНИИ ОПОРНЫХ РЕСУРСНЫХ ЦЕНТРОВ (ДЕТСКИХ ТЕХНОПАРКОВ) В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ – ЮГРЕ
 
Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
№ 685-рп от 27.11.2015

В целях реализации плана мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года № 729-р, учитывая соглашение между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» о сотрудничестве от 18 июня 2015 года № НК-Г-75с:

 

1. Утвердить:

1.1. Концепцию инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей» автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2015-2018 годах (приложение 1).

1.2. План мероприятий («дорожную карту») внедрения Концепции инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (приложение 2).

2. Создать в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре опорные ресурсные центры (детские технопарки) на базе следующих учреждений:

2.1. Автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр технических видов спорта» с местом нахождения в городе Нефтеюганске.

2.2. Автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Технопарк высоких технологий» с местом нахождения в городе Ханты-Мансийске.

3. Определить уполномоченным органом внедрения стратегической инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей» автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

4. Определить региональным оператором опорных ресурсных центров (детских технопарков) автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Институт развития образования».

 

 

 

Губернатор

Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры                                                           Н.В.Комарова


 

Приложение 1

к распоряжению  Правительства

Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры

от 27 ноября 2015 года № 685-рп 

 

 

Концепция инициативы

«Новая модель системы дополнительного образования детей»

автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2015 – 2018 годах

 

  1. Общие положения

 

В июне 2015 года на XIX Петербургском международном экономическом форуме подписано соглашение о сотрудничестве между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее также – автономный округ) и автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» по реализации инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей» (далее – Инициатива).

Внедрение Инициативы подразумевает создание сети детских технопарков, где дети могли бы обучаться по дополнительным общеразвивающим программам (вид дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых для детей организациями, осуществляющими образовательную деятельность, самостоятельно определяющими содержание и сроки обучения по ним) технической направленности с использованием инновационного оборудования и программного обеспечения.

Разработка и внедрение Инициативы обусловлены необходимостью:

использования высокого потенциала системы дополнительного образования детей в решении задач адаптации детей к темпам социальных и технологических перемен;

формирования устойчивой многоуровневой системы работы с детьми в научно-техническом направлении дополнительного образования, базирующейся, в том числе, на государственно-частном партнерстве, и реализации современных инновационных программ дополнительного образования;

содействия решению проблемы обеспечения высокотехнологичных и других отраслей экономики региона новым поколением высококвалифицированных рабочих и специалистов.

 

 

  1. Текущее состояние инженерно-технического направления в дополнительном образовании

 

В течение последних 3 лет в автономном округе наблюдается устойчивое увеличение количества объединений и охвата учащихся дополнительным образованием технической направленности (от общего количества объединений и охвата учащихся занятиями данной направленности):

Организации дополнительного образования: рост количества объединений – на 6,5 %, рост количества учащихся – на 10,3 %:

динамика количества объединений: в 2012/2013 учебном году – 479, в 2014/2015 учебном году – 512;

динамика охвата учащихся: в 2012/2013 учебном году – 6 154 чел, в 2014/2015 учебном году – 6 859 чел.

Общеобразовательные организации: рост количества кружков – на 35 %, рост количества учащихся - на 22,6 %:

динамика количества кружков: в 2012/2013 учебном году – 305, в 2014/2015 учебном году – 476;

динамика охвата учащихся: в 2012/2013 учебном году –  5 208 чел, в 2014/2015 учебном году – 6 727 чел.

Основные направления дополнительных общеразвивающих программ технической направленности, реализуемых в образовательных организациях и организациях, предоставляющих услуги по дополнительному образованию: радиоконструирование, автоконструирование и картинг, радиоуправляемые модели машин, судомоделирование, стендовое моделирование, управление маломерными суднами, авиамоделирование, лего-конструирование, техническое моделирование, робототехника.

Во взаимодействии с крупнейшими градообразующими предприятиями автономного округа муниципальные образования провели более 100 совместных мероприятий по профориентации учащихся.

Вместе с тем охват учащихся по дополнительным общеразвивающим программам инженерно-технической направленности в отрасли дополнительного образования в автономном округе является недостаточным - 12,7 % от общего количества учащихся по дополнительным общеобразовательным программам.

Следует отметить, что существующая структура и содержание образовательных программ технической направленности не отвечают современному уровню развития технологий, приоритетам развития экономики страны, запросам детей и родителей. Все больше усматривается отсутствие единого вектора целей и ослабление связи с рынком труда и производством.

Значительных перемен в системе дополнительного образования можно достичь с использованием механизмов государственно-частного и социального партнерства, с расширением доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг дополнительного образования.

Цель проекта – создание условий для подготовки квалифицированных специалистов в научно-технической сфере, выявление интереса и таланта в детях к занятиям научно-техническим творчеством и создание для них системы мотивации и дальнейшего сопровождения.

Задачи проекта:

увеличение охвата детей инновационными дополнительными общеразвивающими программами технической направленности;

увеличение доли дополнительных общеразвивающих программ научно-технической направленности;

устранение дефицита услуг населению в сфере дополнительного  образования;

увеличение доли негосударственных поставщиков услуг дополнительного образования детей;

создание условий, обеспечивающих равный доступ к бюджетному финансированию государственных и негосударственных организаций, реализующих дополнительные общеразвивающие программы;

развитие механизмов государственно-частного партнерства  в сфере дополнительного  образования.

 

III. Участники Инициативы

 

Оптимальное внедрение Инициативы может быть обеспечено формированием заинтересованности и запуском эффективных механизмов мотивации всех ее участников: обучающихся, их родителей, преподавателей, организаций системы образования, промышленных и научных организаций, бизнес-структур, органов государственной власти регионального и муниципального уровней.

Обучающимся и их родителям при формировании их жизненных планов необходимо обеспечить привлекательность и полезность участия в образовательных программах Инициативы, реальность «социального лифта» при участии в Инициативе.

Научно-техническим специалистам, преподавателям, педагогам необходимо создать условия для постоянного повышения квалификации, показать, что их активная работа по внедрению Инициативы осуществляется в условиях достойного материально-технического и финансового обеспечения.

Организации высшего и профессионального образования должны иметь возможность использовать ресурсы детских технопарков в качестве одного из инструментов подготовки и отбора мотивированных и подготовленных абитуриентов, которые впоследствии могут стать инициаторами создания новых инновационных предприятий.

Регион и государство посредством Инициативы решат задачи обеспечения кадрового ресурса для социально-экономического развития, модернизации предприятий и перехода на инновационный путь развития.

 

IV. Перечень образовательных траекторий детского технопарка

 

Реализация дополнительных общеразвивающих программ на базе детского технопарка возможна по следующим основным направлениям:

робототехника;

энергетика;

IT и Хакинг;

авиамоделирование;

беспилотный транспорт;

космонавтика;

нейротехнологии;

нанотехнологии;

биотехнологии;

геоинформатика.

 

V. Ключевые требования к компетенциям преподавательского состава

 

Направление «IT и Хакинг» – высшее техническое образование, знания и навыки в области администрирования, реверс-инжиниринга, пентеста веб-приложений, знание программирования, терминов XNA, Kinect, Unreal, Enity3D, технический английский.

Направление «Авиамоделирование, беспилотный транспорт» – высшее техническое образование, углубленные знания в области теоретической механики, промышленного дизайна, прототипирования, навыки создания чертежей, работы с 3D-принтером,  CAD-программами, производственным оборудованием.

Направление «Робототехника» – высшее техническое или педагогическое образование, знание нотаций C++, LabView, навыки ведения проектной деятельности с детьми, знания основ информатики.

Направление «Космонавтика» – высшее образование (математика, физика), навыки проектирования авто-, авиамоделирования, знание Linux, Windows, основ теории автоматического управления, навыки работы с осциллографом.

Направление «Нейротехнология» – высшее образование (биология), опыт работы с ЭЭГ, знание английского языка.

Направление «Геоинформатика» – высшее образование (геодезия, география и т.п.), знание основ картографии, информатики, ориентация в тенденциях развития современных гаджетов, умение работы с основными из них (смартфон, планшет, навигатор) и желание углубленного изучения их возможностей. Умение работы с пространственными данными, ведение баз геоданных, обработка данных космо- и аэросъемки, ГИС-системами. Навыки пилотирования и съемки с БПЛА и последующей обработки полученных данных, в том числе построение 3D-моделей.

Направление «Нанотехнологии» – высшее образование (техника, физика, химия), знания в области оптики, лазерных технологий.

Направление «Биотехнология» – высшее образование (биология), умение работы с основными из них (смартфон, планшет, навигатор) и желание углубленного изучения их возможностей.

 

VI. Модель организации и развития деятельности внедрения

Инициативы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

 

Уполномоченным органом внедрения Инициативы в автономном округе Департамент образования и молодежной политики автономного округа.

Региональным оператором опорных ресурсных центров (детских технопарков) в автономном округе является автономное учреждение дополнительного профессионального образования автономного округа «Институт развития образования», который осуществляет методическое сопровождение реализации Инициативы.

Оперативную деятельность по внедрению Инициативы в автономном округе (закупка, установка и техническое обслуживание оборудования, набор педагогов, набор учащихся, составление расписания занятий, обеспечение осуществления образовательного процесса и т.д.) осуществляют организации, на базе которых созданы детские технопарки.

Направления расходования средств внедрения Инициативы:

ремонтные работы на объектах;

приобретение оборудования;

расходы на эксплуатацию (в том числе расходные материалы);

расходы на обеспечение реализации образовательных программ.

Одно из направлений внедрения Инициативы предусматривает создание системы сертификатов, которая позволит ввести нормативно-подушевое финансирование услуг дополнительного образования в опорных ресурсных центрах, повысить эффективность расходования бюджетных средств и обеспечить развитие конкуренции в сфере дополнительного образования детей. Система сертификатов будет строиться на условиях софинансирования из регионального и федерального бюджета.

Обязательным условием внедрения Инициативы станет участие в ней негосударственных организаций и предпринимателей.

 


 

VII. Целевые показатели внедрения Инициативы 

в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

Наименование целевого показателя

Единица измерения

Базовый показатель

(2014 год)

Плановый период

2015  год

2016 год

2017 год

2018    год

  1.  

Охват детей программами дополнительного образования (далее также ДОД)

%

62

65

68

70

71

  1.  

Доля дополнительных общеразвивающих программ научно-технической направленности в общей численности дополнительных общеразвивающих программ

%

8

9

10

11

12

  1.  

Доля негосударственных поставщиков образовательных услуг по дополнительному образованию детей в их общей численности

единиц

6,6

7

14

17

20

  1.  

Доля выпускников образовательных организаций, поступивших на обучение по специальностям научно-технической направленности в организации профессионального и высшего образования

%

51

53

54

55

57

 

 

VIII. Этапы внедрения Инициативы

в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

 

Первый этап (2015 год) – подготовка необходимой нормативной правовой базы для внедрения Инициативы в автономном округе, открытие 2 первых детских технопарков.

Второй этап (I полугодие 2016 года) – введение сертификата на услугу дополнительного образования, реализуемых в сети опорных ресурсных центров.

Третий этап (2016-2017 годы) – обеспечение функционирования детских технопарков, открытие 2 новых детских технопарков (тиражирование Инициативы).

Четвертый этап (2018 год) – обеспечение функционирования детских технопарков, открытие 2 новых детских технопарков (тиражирование Инициативы).

 


 

Приложение 2

к распоряжению  Правительства

Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры

от 27 ноября 2015 года № 685-рп 

 

План мероприятий («дорожная карта»)  внедрения Концепции инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

 

№ п/п

Наименование мероприятия

Вид документа

Срок реализации

Ожидаемый результат

Ответственные исполнители

1. Нормативно-правовое обеспечение

1.1.             

Разработка форм договоров и соглашений по внедрению инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее – Инициатива) (концессии, передачи в управление, аренду и т.д.)

договоры, соглашения

ноябрь 2015 года

формирование организационных механизмов, обеспечивающих расширение участия негосударственных организаций в оказании услуг в социальной сфере

Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Депэкономики Югры), Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Депобразования и молодежи Югры, органы местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – ОМС) (по согласованию)

1.2.             

Совершенствование нормативной правовой базы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для внедрения Инициативы

ведомственные нормативные акты

в течение 2015-2016 годов

формирование организационных механизмов, обеспечивающих увеличение доли программ научно-технической направленности в сфере дополнительного  образования детей, расширение участия негосударственных организаций в оказании услуг в социальной сфере

Депобразования и молодежи Югры, Депэкономики Югры, ОМС (по согласованию)

1.3.             

Создание единой электронной системы учета личных достижений детей в  дополнительных общеразвивающих программах

программный продукт - Единая электронная система учета личных достижений детей в различных дополнительных общеразвивающих программах

май 2016 года

разработка новых форм государственного статистического наблюдения в сфере дополнительного образования детей

Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (далее – АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (по согласованию), Депобразования и молодежи Югры, ОМС (по согласованию)

1.4.             

Определение размера и механизма выпуска регионального  сертификата на услугу дополнительного  образования, реализуемого в опорных ресурсных центрах (далее – ОРЦ)

положение о сертификате

июнь 2016 года

формирование необходимых условий для внедрения Инициативы

Депобразования и молодежи Югры, Депэкономики Югры, АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (по согласованию)

2. Организационно-методическое обеспечение

2.1.             

Утверждение объектов ОРЦ

правовой акт Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

до 25 декабря 2015 года

формирование необходимых условий для внедрения Инициативы

Депобразования и молодежи Югры, Депэкономики Югры, АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (по согласованию)

2.2.             

Проектирование ОРЦ

дизайн-проект, утверждение бренд-бука

ноябрь 2015 года

подготовка ОРЦ для установки оборудования

Депобразования и молодежи Югры, Депэкономики Югры, АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (по согласованию)

2.3.             

Получение ОРЦ лицензии на дополнительное образование (при необходимости)

свидетельство

до 30 ноября 2015 года

создание условий для реализации дополнительных общеразвивающих программ на базе ОРЦ

Депобразования и молодежи Югры, Депэкономики Югры

2.4.             

Приобретение и установка оборудования ОРЦ

акт приемки

первая очередь до 30 ноября 2015 года, вторая очередь до 30 августа  2016 года

формирование необходимых условий для внедрения Инициативы

Депобразования и молодежи Югры, Депэкономики Югры

2.5.             

Предоставление дополнительных общеразвивающих  программ, планируемых к реализации в ОРЦ

дополнительные общеразвивающие программы

ноябрь 2015 года

создание условий для реализации дополнительных общеразвивающих программ на базе ОРЦ

АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (по согласованию)

2.6.             

Разработка и утверждение расписания занятий в ОРЦ

расписание занятий

ноябрь 2015 года

создание условий для реализации дополнительных общеразвивающих программ в ОРЦ

Депобразования и молодежи Югры, Депэкономики Югры, органы местного самоуправления (по согласованию)

2.7.             

Набор первых групп учащихся для освоения дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в ОРЦ

списки учащихся (по группам)

30 ноября 2015 года

создание условий для реализации дополнительных общеразвивающих программ в ОРЦ

Депобразования и молодежи Югры, Депэкономики Югры, органы местного самоуправления (по согласованию)

2.8.             

Оказание методической помощи, консультирования  ОРЦ по вопросам реализации Инициативы

методические материалы

в течение 2015-2016 годов

обеспечение методического сопровождения ОРЦ в целях формирования единых подходов реализации проекта

Депобразования и молодежи Югры, Депэкономики Югры, АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (по согласованию)

2.9.             

Мониторинг плановых мероприятий  «дорожной карты» внедрения концепции Инициативы

мониторинг плановых мероприятий

в течение 2016-2018 годов

формирование системы мониторинга и оперативной оценки реализации Инициативы

АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (по согласованию), Депэкономики Югры, Депобразования и молодежи Югры

3. Формирование системы кадрового обеспечения

3.1.

Комплектование штата опорных ресурсных центров (в том числе заключение договоров), обучение преподавателей, педагогов дополнительного образования, субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующих  Инициативу

перечень программ  и план проведения переподготовки/повышения квалификации, штатное расписание

ноябрь-декабрь 2015 года

формирование необходимых условий для реализации Инициативы

Депэкономики Югры, Депобразования и молодежи Югры, ОРЦ, АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию)

3.2.

Проведение семинаров, совещаний с руководителями ОРЦ

план проведения семинаров, совещаний

в течение 2015-2016 годов

анализ и обобщение результатов внедрения Инициативы, обеспечение оперативного решения возникающих проблем

Депобразования и молодежи Югры, Депэкономики Югры

3.3.

Подготовка списка партнеров ОРЦ (с указанием контактных данных), осуществляющих профилизацию кадров, формирующих заказ на их подготовку

список партнеров ресурсных центров в муниципальных образованиях автономного округа

до 1 марта 2016 года

формирование необходимых условий для реализации Инициативы

АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (по согласованию)

4. Обеспечение информационной поддержки

4.1.

Разработка плана мероприятий по информационной поддержке внедрения Инициативы, запуск информационной кампании

медиа-план по информационной поддержке, материалы в средствах массовых информации

30 декабря 2015 года

обеспечение системной информационной поддержки реализации Инициативы

Департамент общественных связей, Депобразования и молодежи Югры, Депэкономики Югры

4.2.

Создание и актуальное обновление на официальных информационных ресурсах Депобразования Югры (www.doinhmao.ru) и Депэкономики Югры (www.depeconom.admhmao.ru) раздела о реализации Инициативы

информация, размещаемая на официальных сайтах

не реже 1 раза в квартал в течение 2015 - 2018 годов

обеспечение системной информационной поддержки внедрения Инициативы

Депобразования и молодежи Югры, Депэкономики Югры

4.3.

Формирование отчета о  реализации Инициативы, в том числе создании и функционировании ОРЦ

отчет Правительству  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»

не реже 1 раза в квартал в течение 2015, 2016 годов; 1 раз в год –2017, 2018 годы

анализ и обобщение результатов внедрения Инициативы, подготовка предложений по распространению ее результатов

Депэкономики Югры, Депобразования и молодежи Югры